ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И НАУЧНО-ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Современные тенденции развития музееведения

Рассмотрим научные положения, сформулированные О.С. Сапанжой на основании проведенных исследований, которые базируются на современных тенденциях развития музееведения:

  • 1. «Современный уровень развития музееведения непосредственно связан с необходимостью создания научных теорий, объясняющих и анализирующих феномен музейности, определивший причину появление и развитие темы музея как социо-культурного института». [37] «Архитектура традиционно выражает ценностные установки общества и взаимные влияния культур и различных компонентов культуры вообще как целостного цивилизационного явления». [12, с. 41].
  • 2. «Создание теорий обусловлено общими тенденциями развития музееведческой мысли и уровнем развития культурологии, методологические ориентиры которой рассмотрены в качестве исходных принципов разработки теории. «Рассмотрение проблем развития различных областей человеческой деятельности через призму культуры, признание глобальной детерминированности развития сфер человеческой деятельности процессами культурного развития определило ведущее значение новой культурологической научной парадигмы, признаваемой магистральным направлением развития гуманитарного знания и оказывающей влияние, в том числе, на решение проблем познания музейности. Научная парадигма рассматривается как модель постановки задач и как особое понимание содержания, логики развертывания идеи исследуемого феномена на основных уровнях научного познания...» [37].

«Музейность есть способ наделения субъектом особыми свойствами объектов реального мира, имеющее целью сохранить исторический потенциал и творческий резерв опыта человечества и реализуемый в собраниях предметов...» [37]. Концепцию культурологической теории музейности Сапанжа выстраивает составляет решение проблем определения феномена музейности, разработка исторической типологии музейности и анализ морфологии музейности. Структура культурологический теории музейности представлена следующими блоками:

  • - историческая типология музейности (историко-типологический раздел);
  • - музейность как явление культуры (феноменологический раздел);
  • - морфология музейности (структурный раздел).
  • 3. Формирование научной теории базируется на культурологической парадигме и культурологическом подходе в изучении музея и музейности [37].

С возрастанием значения и роли экспоната, вызванным начавшимся изучением коллекций, систематизацией и началом их популяризации, происходит превалирование научного аспекта экспозиции над всеми другими ее составляющими. Экспонат, выйдя из архитектурного синтеза, становится самоценным объектом углубленного исследования. Именно этим был ознаменован следующий этап развития экспозиции - этап научного изучения и осмысления экспонатов коллекций [37].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >