Музей современного искусства как феномен культуры.

Изучение вопросов, связанных с определением особенностей и сущности современного искусства, а так же критериев его оценки и роли в культуре в настоящее время посвящено большое количество работ отечественных искусствоведов, философов и культурологов: Е.Ю. Андреевой, А.Д. Боровского, В.М. Диановой, И.М. Бакштейна, М.Ю. Германа, Е.Ю. Деготь,

A. В. Ипполитова, А.А. Курбановского, С.В. Кудрявцевой, Н.Б. Маньковской,

B. А. Мизиано, А.В. Рыкова, В.В. Савчука, Е.Г. Соколова, И.Д. Чечота,

А.К. Секацкого, Н.С. Степанян, А.М. Успенского и других авторов.

Многое работы и западных исследователей, также посвящены данной тематике: теоретики искусства К. Гринберг, Ч. Дженкс, Р. Краусс, А.Б. Олива, Дж. Кошут, Б. Тейлор, В. Хофман, Д. Хопкинс, философы и культурологи Р. Барт, X. Ортега-и-Гассет, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, М. Хайдеггер, У. Эко и другие.

«Современная музееведческая мысль может быть представлена рядом подходов к исследованию музея: институциональным, предметным, языковым, коммуникационным, комплексным и др.» [16J. Но наиболее значимым можно выделить философско-культурологический подход, предложенный М.С. Каганом и развиваемый следующими теоретиками, как Т.П. Калугина,

C. В. Пшеничная и А.А. Сундиева.

Большой интерес, стремительное развитие и быстрый рост количества музейных комплексов и зданий музеев современного искусства наблюдается во многих странах мира. Проектирование и строительство музеев современного искусства является яркой авторской концепцией создания необычного архитектурного образа и присутствует в работах многих ведущих архитекторов. На сегодняшний день эта тема является очень актуальной и она интересна многим архитекторам и исследователям, так как приобретает важное значение в жизни общества. Музейный комплекс активно участвует в формировании архитектурно-пространственной среды города, объединяя в себя разнообразные компоненты и функции, получая их синтез для создания гармоничного образа и единого сложного организма (рис. 29, 30).

Небывалый расцвет и популярность именно музеев современного искусства, как отмечает Карлова А.И., происходит в последней трети XX - начале XXI века, что обусловлено многими факторами социального, художественного и культурологического порядка, и что требует комплексного осмысления феномена Музея современного искусства: как выявление его специфики в контексте сопоставления с традиционной музейной формой, так и проведение сравнительного анализа, при изучении отечественного и международного опыта музейного дела в области современного искусства. Поэтому проведение такого подробного комплексного исследования возможно в рамках культурологического знания, вбирающего в себя методики и опыт исследования смежных наук

[16]. «Значимость изучения Музея современного искусства с культурологических позиций определена также практическими потребностями отечественной культуры.

Городской музей современного искуства в г. Нагоя, Япония. Архитектор К. Курокава

Рис. 29. Городской музей современного искуства в г. Нагоя, Япония. Архитектор К. Курокава

Музей искусств в Филадельфии, США [691. Проект реконструкции. Архитектор Френк Гери

Рис. 30. Музей искусств в Филадельфии, США [691. Проект реконструкции. Архитектор Френк Гери

Современное актуальное искусство все чаще становится в нашей стране объектом выставочных и галерейных проектов, что свидетельствует о возросшем интересе к творчеству современных художников. Поэтому вопрос о необходимости создания Музея современного искусства в России является в начале XXI века одним из наиболее актуальных; он все чаще поднимается в средствах массовой информации, в художественной и музейной среде, на научных конференциях» [16, с. 3]. Одним из главных видов музейной деятельности является художественная выставка. Формирование целого ряда архитектурных пространств музейного комплекса создаются для формирования экспозиционной среды, влияющую на творческой коммуникацию. «Трансформация сложившихся стереотипов музея и галереи в европейском опыте связана с предложениями Г. Земпера, О. Вагнера, У. Морриса по созданию «содружества искусств» в музеях нового типа. В теоретической рефлексии отечественных деятелей, К. Малевича и В. Кандинского, выявлена особая роль современного музея в формировании актуальной «художественной культуры» [12].

Развитие современного искусства стала «приоритетной задачей функционирования ведущих мировых центров искусства: МОМА, системы музеев фонда С. Гуггенхайма (в Нью-Йорке, Бильбао, Лас-Вегасе, Венеции), Центра Жоржа Помпиду в Париже. [12].

Большое влияние на формообразование в архитектуре оказали информационные технологии, используемые современными архитекторами.

Яркой ассоциацией современного «эталона» образности является проект музея Гуггенхайма в Бильбао архитектор Фрэнк Оуэн Гери, который «начал новое направление архитекторов, которые используют компьютер не только для выполнения рисунков, построения светового решения..., а для разработки проектов от интуиции и идеи до конкретики реализации» [4, с. 368]. Его наброски, его графический поиск, выражают развитие мысли автора через интуитивную и спонтанную импровизацию [22]. Свой архитектурный образ музея Гуггенхайма в Бильбао архитектор Фрэнк Гери воплощал не только в карандашных набросках, эскизах, но и в подробном макетировании, а затем с помощью компьютерных технологий, моделирующих трехмерное пространство (рис. 31). Проект обращен к острейшей проблеме новой метафоры современной архитектуры, к выбору и модификации языка, к возможности развития и продления его вариаций, а также к раскрытию новых значений в архитектуре [10]. Выбор конструктивного решения - это «шедевр инженерного искусства - гальванизированная сталь, облицованная титановыми пластинами» [3, с. 369]. Музей поражает не только своим внешним видом, но и внутренними пространствами удивительных форм. «Оно состоит из невероятно искривленных, вытянутых поверхностей, «перетеканий» и изломов» [11, с. 128]. Материалы использованы на контрасте: стекло, известняк, титан. Галереи запроектированы так, что зритель каждый раз воспринимает музейное пространство по-новому. Роль атриума заключатся в смысловом и композиционном объединении всех галерей.

Визуальное единство ансамбля Музея Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 1997 г. Архитектор Френк Гэри

Рис. 31. Визуальное единство ансамбля Музея Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 1997 г. Архитектор Френк Гэри

Сегодня ведущими архитекторами мира представлен ряд проектных предложений для строительства в Вильнюсе современного художественного музея: нового художественного Музея Эрмитажа-Гуггенхайма, архитектор Заха Хадид (рис. 32) [89]; проект современного Художественного музея (Modem and Contemporary Art Museum) от студии Даниэля Либезкинда, соединяющий природу с архитектурой в удивительную скульптурную форму (рис. 33) и проект современного Художественного музея (Modem and Contemporary Art Museum) от Масимилиано Фуксаса (Massimiliano Fuksas Arhitect) (рис. 34) [48].

Художественный Музей Эрмитажа-Гуггенхайма в Вильнюсе. Архитектор Заха Хадид [83; 48, с 192]

Рис. 32. Художественный Музей Эрмитажа-Гуггенхайма в Вильнюсе. Архитектор Заха Хадид [83; 48, с 192]

Современный Художественный музей (Modem and Contemporary Art Museum) в Вильнюсе. Студия Даниэля Либезкинда [48, с 195]

Рис. 33. Современный Художественный музей (Modem and Contemporary Art Museum) в Вильнюсе. Студия Даниэля Либезкинда [48, с 195]

Художественный музей (Modem and Contemporary Art Museum) в Вильнюсе. Massimiliano Fuksas Arhitect. [48, c 200]

Рис. 34. Художественный музей (Modem and Contemporary Art Museum) в Вильнюсе. Massimiliano Fuksas Arhitect. [48, c 200].

Государственная картинная галерея в Штутгарте, открылась в 1843 году и в последствии стала музеем изобразительного искусства. Здание Новой государственной галереи было построено в 1984 году архитектором Джоном Стирлингом и его архитектурный образ можно назвать основоположником современной архитектуры (рис. 35). Здание Новой государственной галереи выполнено в стиле постмодернизма и отличается необычным дизайном: внешние стены ярко-зеленого цвета своими очертаниями ассоциируются с волной, а голубые и розовые поручни лестниц привлекают внимание, «акцентируя, что здесь находится цитадель творчества» [80]. «Автор смог гармонично и умело соединить мягкие формы, наклонные плоскости и внутренние прямоугольные проёмы. Такое креативное соединение придало зданию контур корабля. Внутреннее пространство имеет общую схожесть с историческими дворцами Крита» [80]. .Музей включает в себя произведения искусства, охватывающие период с XIV по XXI век, но основная специализация музея - это коллекции XX века.

Новая государственная галерея в Штутгарте, 1984 г. [80] Архитектор Джон Стирлинг

Рис. 35. Новая государственная галерея в Штутгарте, 1984 г. [80] Архитектор Джон Стирлинг

Как отмечает в своей работе А.С. Панченко, экспозиционная и выставочная деятельность музеев развивалась от полной статичности к динамичности и новым формам демонстрации произведений искусства. «Для того чтобы осуществить тот или иной выставочный проект, современные технические и экспозиционные достижения позволяют преобразовывать выставочное пространство при необходимости, использовать мультимедийные технологии... Художественная выставка подобна театральному спектаклю: синтезируя в себе освещение, пространственную среду и предметы, она создает свою неповторимую художественную среду, в которую вовлекает посетителя и делает его соучастником художественного процесса» [29]. В современной теории искусства, по словам С.В. Богородского, выставка представляет собой «способность средствами различных экспозиционных форм заострять общественный интерес на непреходящих ценностях человеческого бытия, обращаясь к наиболее волнующим явлениям искусства» [2]. В Музее современного искусства выставка включает в себя большое количество различных подходов к организации экспозиционных решений:

  • - новые решения образно-тематической композиции в структуре экспозиции;
  • - сценарная организация экспозиционной среды;
  • - органическое единство экспозиционного комплекса;
  • - разнообразные приемы пространственной организации среды;
  • - эмоционально-образное построение экспозиции.

«Существуют различные типы экспозиции и различные методы ее построения. Метод определяет характер интерпретации экспонатов, соотношение в экспозиции содержания и формы, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования, порядок сотрудничества экспозиционера и художника. Сегодня трудно говорить о преобладании того или иного метода - используется широчайший диапазон экспозиционных средств, сочетание разных методов» [29].

В научной литературе предлагаются различные типы классификации выставок:

  • - «Тематические выставки, в основе которых лежит объединяющая разноплановые произведения искусства общая идея, проблема. Основа музейных тематических выставок (например, проекты Русского музея), по преимуществу, не привнесенный извне материал, а собственная коллекция музея, прошедшая тематическую селекцию.
  • - Монографические выставки. Творческая судьба художника или скульптора показана через его работы разного периода. На выставке в таком случае экспонируются исключительно работы того художника, кому посвящена выставка. Как правило, спектр работ, призванных проиллюстрировать развитие таланта, поражает своим масштабом: графика, живопись, иногда скульптура и декоративно-прикладное искусство.
  • - «Музейно-образные выставки» (Э.А. Шулепова). Экспонаты здесь акцентируют внимание не на бытовой среде, а на проблемах бытия. С помощью атмосферы, которую создают предметы, а также с помощью архитектурных и художественных средств, создается «памятник» соответствующей теме (Е.А. Розенблюм)» [29].

Виртуальная художественная культура - это «совокупность жанров, погружающих зрителя с помощью интерактивности и моделирующих механизмов в концептуально новое пространство произведения, созданного и существующего на основе компьютерной виртуальной реальности» (И.И. Югай). Виртуальное бытие искусства радикально изменяет статус художника, художественного произведения и аудитории искусства. В условиях интерактивной виртуальной культуры на первый план выходит диалогичность восприятия, в основе своей имеющая не столько художественно-историческую, сколько личностную и ситуационную обусловленность. «Традиционные художественные институты и практики в эпоху интерактивной культуры становятся феноменами виртуального пространства» (А.В. Карпов) [29].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >