Значимые физические способности, необходимые при занятиях хореографией

За последнее десятилетие в хореографии произошли значительные изменения, особенно это коснулось амплитуды исполнения движений, появления гимнастических и акробатических элементов в хореографических композициях. Н. Базарова, В. Мей [2] в своих исследованиях указывают на непременные условия, необходимые для исполнения хореографических композиций - выворотности, амплитуды танцевального шага, гибкости, выносливости, силы, координации. К сожалению, не всегда при подготовке учеников хореографических коллективов удаётся достичь средствами специальных танцевальных дисциплин решения таких важных задач, как гармоничное развитие форм и функций организма, всестороннее развитие физических способностей, укрепление здоровья. Постоянно преподаватели хореографических дисциплин сталкиваются с трудностями в развитии физических способностей учащихся: силы, гибкости, координации, прыгучести, быстроты, равновесия и выносливо сти, с которыми успешно можно справиться, используя технологии обучения (прежде всего методы и средства), разработанные в гимнастике.

В процессе занятий хореографией, развиваются определенные физические качества: возрастают подвижность суставов, сила мышц, выносливость. Однако для успешного освоения сложных прыжков, равновесия, поворотов необходимо целенаправленно развивать нужные качества, базируясь на современных научно-методических основах, разработанных в спорте.

На сегодняшний день при анализе специальной литературы нами не обнаружено сведений о приоритетной значимости развития и совершенствования физических качеств, необходимых в хореографической деятельности. Так, например, М.В. Левин [9] указывает на то, что танцору необходима дополнительная силовая подготовка в виде упражнений силового характера, Т. Барышникова [3] отмечает значимость гибкости, а И.Г. Есаулов [8] наиболее важное место отводит развитию и совершенствованию координационных способностей.

По мнению М.В. Левина [9], для занимающихся танцами необходимы высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его костно-суставной и мышечной системы, высокая степень гибкости и умение управлять своими движениями. «В танцах появились элементы гимнастического и акробатического характера.., что требовало совершенствования таких качеств, как устойчивость, смелость, выносливость...».

По утверждению Н.В. Соковиковой [16], каждый вид танцевальной деятельности требует проявления психомоторных качеств. Так, в некоторых видах танцевальной деятельности ведущими являются скоростные качества - короткое время реакции, высокий максимальный темп движений ног; в других же видах танцевальной деятельности ведущую роль играет аэробная выносливость. Большинство мужских народных танцев зависит от анаэробных возможностей организма танцовщика, поэтому здесь наиболее важна скоростная выносливость. В классическом танце основным психомоторным качеством является координация. Следует отметить, что координация в различных видах танца различна. В классическом танце - прежде всего координация рук и ног, которые работают по определенным позициям и переводятся из позиции в позицию по законам координации классического танца. В народном танце руки выполняют не только вспомогательную функцию, но и совершают самостоятельные движения, которые в дальнейшем координируются с движениями ног. В классическом танце также есть статичные позы, в которых важнейшую роль играет устойчивость тела и рук [16].

По мнению многих специалистов в области хореографического искусства [3; 18], исполнение элементов хореографии предполагает прежде всего развитие статической, динамической и силовой выносливости, так как исполнение элементов хореографии характеризуется продолжительностью времени, в течение которого различные элементы и их сочетания чередуются без пауз.

В исследованиях А. Гужаловского [6], Л.П. Матвеева [12], В.И. Ляха [11] характеризуется наиболее благоприятный период в развитии статической и динамической выносливости. У юношей период с 12 до 17 лет - наиболее благоприятный, а у девушек - с 12 до 14 лет.

В специальной физической подготовке танцоров необходимо учитывать воспитание таких качеств, как гибкость и подвижность в суставах [1; 17].

Гибкость - это способность человека выполнять движения суставов с наибольшей амплитудой [1].

В теории и методике физического воспитания [7; 17] гибкость рассматривается как «свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела». Гибкость зависит от подвижности в том или ином суставе, что определяется его анатомическим строением и прежде всего формой суставных поверхностей [10].

Б.М. Михайлов, С.В. Чебураев [13] В.Н. Платонов [15] выделяют две основные формы проявления гибкости: 1) активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений и зависящую от собственных мышечных усилий; 2) пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой под воздействием внешних сил (с помощью партнёра, отягощения). Показатели пассивной гибкости в большинстве случаев превышают показатели активной гибкости (исключая случаи, когда амплитуда активных движений достигает предельных величин, определяемых анатомическим строением суставов). Гибкость обоих видов специфична для каждого сустава.

М.Дж. Алтер [1], Г.С. Туманян [17] выделяют следующие формы гибкости: динамическую - проявляющуюся в движении; статическую - при сохранении позы, положения; баллистическую - связанную с подпрыгивающими движениями; активную - за счет собственных мышечных усилий, пассивную - за счет внешней помощи. По мнению М.Дж. Алтера, совершенствование гибкости представляет собой специально спланированный комплекс физических упражнений, обеспечивающих постоянное и постепенное увеличение используемого диапазона движений в суставе или ряде суставов в течение определенного времени.

В подготовке танцоров многие авторы исследований [4; 5; 18 и др.] отмечают значимость развития и совершенствования гибкости и применяют такое понятие, как «специальная гибкость» т. е. предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность профессиональной деятельности (в зависимости от специализации). В процессе занятий в хореографических коллективах педагогу необходимо направить внимание на максимальную подвижность в локтевых, коленных и голеностопных суставах, так как это обусловлено спецификой основных танцевальных движений. Как отмечено в специальной литературе [1; 6; 7; 20], возраст 13-15 лет, как у юношей, так и у девушек, является наиболее благоприятным для развития подвижности в различных суставах. После 15-20 лет амплитуда движений уменьшается вследствие возрастных изменений в опорно-двигательном аппарате и повысить уровень гибкости намного труднее. Но, как известно, гибкость и подвижность в различных суставах наиболее важны при исполнении хореографических упражнений [4]. Таким образом, для за нимающихся хореографией необходимо постоянно совершенствовать уровень развития гибкости.

В специальной физической подготовке танцора немаловажную роль играет воспитание такого физического качества, как координация. Способность человека управлять согласованностью и соразмерностью движений и удерживать необходимую позу называется координированностью [16].

Координация - это тактика в хореографии, последовательный путь освоения правил, приемов, при помощи которых можно управлять устойчивостью, равновесием, то есть достичь желаемого апломба [8]. По мнению Н.В. Соковиковой [16], координация у танцора предполагает не только управление движениями, но и регуляцию позы, то есть фиксацию положения тела и его частей в определенном заданном положении. Поза служит для сохранения равновесия тела и фиксации ряда суставов, без чего осуществление движений в других суставах становится невозможным. В своих исследованиях Н.В. Соковикова (2011) различает три основных вида координации:

  • 1. Мышечная координация, то есть процесс согласования напряжений мышц, силы тяги которых приложены к звеньям тела для достижения определенного двигательного эффекта. Мышечная координация определяется нервной координацией и зависит от многих других причин. Она подразделяется на внутримышечную, связанную с управлением сокращением, натяжением или расслаблением внутремышечных волокон и работой мотонейронов, и межмышечную, связанную с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабления отдельных мышц при двигательном действии в целом.
  • 2. Двигательная координация, требующая участия психических процессов и сознательного программирования двигательного действия.
  • 3. Нервная координация, то есть координация движения, действия, мысли.

В своей работе Е.В. Перлина [14] вводит понятие «хореографическая координация», выделяет и обосновывает основные критерии и показатели ее развития.

Е.В. Перминой выделяются [14]:

  • 1) опорно-двигательная координация (механика движений и работа психомоторных способностей);
  • 2) музыкально-ритмическая координация (музыкальное мышление, музыкальная память, воспроизведение движений в заданном метро-ритмическом рисунке);
  • 3) художественно-образная координация (эстетическое восприятие и пластическое воспроизведение движений через экзерсис классического танца).

Таким образом, мы можем выделить некоторые физические качества, составляющие основу специальной физической подготовленности, на воспитание которых, по нашему мнению, необходимо обратить внимание в учебном процессе заведений с хореографическим уклоном. Совершенствуя статическую и динамическую силу, координационные способности, специальную гибкость (подвижность в суставах) и скоростные способности на занятиях гимнастики в хореографическом коллективе, педагог сможет достичь более техничного исполнения учащимися хореографических элементов, а также освоить акробатические элементы, что в настоящее время наблюдается в современных композициях различных направлений хореографии.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >