СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ХОРЕОГРАФИИ

Акробатика и гимнастика как дополнительный предмет в заведениях с хореографическим уклоном

Гимнастика, как вид физической культуры, имеет много направлений и не всякая гимнастика может быть полезной и нужной при занятиях хореографией. Необходимо применять специально подобранные упражнения, которые позволяют подготовить обучающегося к занятиям именно по хореографии и будут способствовать развитию и укреплению природных данных ребенка, активизировать мышечный потенциал при систематических занятиях хореографией. Занятия гимнастикой способствуют выработке необходимой выворотности, устранению разнообразных недостатков: недостаточная гибкость, слабая спина, неправильная осанка и т. д. Таким образом, главной целью данного занятия является подготовка учащихся к освоению элементов классического танца, улучшение профессиональных данных и корректирование природных недостатков.

Гимнастика необходима на протяжении всех лет обучения, дополняя процесс обучения и оказывая большую помощь преподавателю по хореографии, предоставляя ему возможность на занятии по специальности заниматься непосредственно предметом. Занятия гимнастикой предполагают решение таких задач, как:

  • 1. Развитие двигательных функций и профессиональных данных (выворотности ног, гибкости тела, величины шага, прыжка и др.).
  • 2. Исправление недостатков в осанке, таких, как сутулость (кифоз), прогиб в поясничном отделе (лодоз), ассиметрия лопаток (незначительный сколеоз), х-образные и о-образные ноги.
  • 3. Воспитание навыков координации, мышечной силы и пластической выразительности.
  • 4. Воспитание навыков правильной балетной осанки, т. е. постановка корпуса, ног, рук, головы, обеспечивающие устойчивость (апломб) при исполнении экзерсиса у палки и на середине зала. Уменье чувствовать своё тело при исполнении движений.
  • 5. Выработка навыков сознательной работы над собой и чувство мышечного контроля.
  • 6. Навык самостоятельной работы.

Гимнастика в хореографическом зале имеет свои специфические особенности. В гимнастических залах спортивных школ практикуется в качестве «противовеса» выполнение учащимися растягивающих упражнений, упражнений на гибкость «в паре». В хореографическом классе это категорически запрещено. Ученик сам, собственными усилиями должен развивать гибкость, выворотность, увеличивать шаг, через ежеурочные физические затраты ощущать прибавочные результаты. Особенно это касается мышц (спины, живота, голени и бедра) и выворотности, которая накапливается постепенно.

Следует отметить, что именно гимнастика позволяет использовать разнообразные упражнения, регулируя нагрузку на различные суставы и группы мышц. Упражнения партерной гимнастики прекрасно развивают мышцы спины, живота, выворотность ног от тазобедренного сустава до голеностопа, гармонично формируют мышечную массу, значительно увеличивая силу мышц, амплитуду шага, вырабатывают точность координации. При этом поставленные цели достигаются без особой нагрузки на позвоночник, без напряжения всего тела, так как упражнения выполняются лежа на спине, а затем лежа на животе одинаковое количество раз, и при работе конкретной группы мышц остальные части тела спокойны и расслаблены.

Гимнастика способствует значительному развитию природных данных, которые необходимы в различных видах хореографического искусства: развитый голеностоп, длинный ахилл, крепкие связки и подвижность коленного сустава, амплитуда шага и самое важное - сила мышц голени и бедра, спины и живота, способных обеспечить в танце устойчивость корпуса в больших позах.

Для того, чтобы правильно строить занятия по гимнастике и акробатике, необходимо иметь базовые представления о костях, суставах и мышцах, ведь именно благодаря им становятся возможны различные движения человеческого тела. В организме человека насчитывается 206 костей. Они служат каркасом, опорой тела и рычагами для мышц. Рычаг - это стержень, поворачивающийся вокруг фиксированной точки опоры под воздействием прилагаемого к нему усилия. Кости - это рычаги, а усилие создается за счет сокращения мышц. Сустав -место соединения костей. Существует несколько видов суставов, но мы главным образом рассмотрим шаровидные, блоковидные и плоские суставы.

Например, тазобедренный и плечевой суставы относятся к шаровидным. В суставах такого типа одна кость закруглена на конце, а вторая представляет собой углубление. В плоских суставах соприкасающиеся концы костей относительно ровные, такие виды сочленения позволяют совершать лишь незначительные движения. Блоковидный сустав образуется парой костей, одна из которых имеет слегка вогнутую поверхность, а другая - слегка выпуклую. Примерами такого вида суставов являются межфаланговые суставы кисти и стопы. Существуют также суставы, представляющие собой переходную форму между блоковидным и эллипсовидным суставами. Примером в данном случае служит коленный сустав. Приведем примеры работы суставов (см. табл.).

Скелетные мышцы приводят кости в движение. Они состоят из соединительной ткани, мышечных клеток, образующих волокна, и множества нервов. Когда нервы получают от головного мозга сигнал, они возбуждаются и происходит химическая реакция, вызывающая сокращения мышц. У каждой скелетной мышцы есть точка начала, в которой она крепится к одной кости, и точка окончания, в которой она крепится к другой кости. Как правило, мышцы при сокращении укорачиваются и приводят друг к другу кости, к которым они прикреплены. При выполнении какого-то движения следует учитывать то, что в нем совместно участвуют различные мышцы. Танцевальные движе ния только тогда будут полностью контролируемыми, когда мышцы работают слаженно.

Движения, совершаемые в суставах

Движение

Описание

Пример

Сгибание

Уменьшение угла между костями, образующими сустав

Сгибание ноги в тазобедренном суставе (battement, при котором нога поднимается вперед)

Разгибание

Увеличение угла между костями

Выпрямление рук в локтевых суставах при отжимании от пола

Отведение

Движения от центра

Движение рук от тела (вторая позиция)

Приведение

Движения к центру

Assamble (ноги сводятся вместе)

Вращение наружу

Поворот конечности вдоль продольной оси наружу

Выворотное положение стоп (grand plie во второй позиции)

Вращение внутрь

Поворот конечности вдоль продольной оси внутрь

Рука поворачивается внутрь в плечевом суставе, когда вы кладете ее на пояс

Подошвенное сгибание

Вытягивание носков

Releve (стойка на пуантах)

Тыльное сгибание

Приведение пальцев ноги к передней поверхности голени

Ходьба на пятках

Скелетные мышцы делятся на четыре категории:

  • -Агонисты. Мышцы, которые сокращаются и при этом происходит движение, называются агонистами. Среди них выделяют основные мышцы, которые самым эффективным образом участвуют в движении Так, например, при вытягивании носков главную роль играют икроножная и камбаловидная мышцы. Однако им помогают и многие другие мышцы, которые называются вспомогательными или дополнительными.
  • -Антагонисты. Мышцы, противодействующие агогистам, называются антагонистами. Обычно, когда работают агонисты, они несколько расслабляются и растягиваются. Как правило, агонисты и антагонисты расположены друг против друга.
  • - Синергисты. Мышцы, которые называются синергистами, выполняют две функции: они могут поддерживать движения или нейтрализовать их. Эти мышцы позволяют добиться точности движений и противодействовать любым нежелательным побочным силам.

- Стабилизаторы. Мышцы, способные зафиксировать сустав в определенном положении, называются стабилизаторами. Эти мышцы удерживают сустав в неподвижном состоянии, чтобы обеспечить возможность совершения других движений.

Таким образом, регулярные грамотные занятия гимнастикой в учреждениях с хореографическим уклоном позволяют добиться хороших результатов в развитии природных физических данных. Выворотность, подъём стопы, легкость и сила ног, гибкость, координация, выносливость, ловкость, быстрота, высота прыжка - все эти качества можно развить у каждого в той или иной степени. Всё дело в правильном подходе и мотивации танцора. Как ни странно, но природные данные здесь играют небольшую роль. Доказательством тому служит танцевальная карьера Рудольфа Нуреева. Не обладая от природы идеальным для классического танцора телосложением, Нурееву не только удалось стать артистом балета, но и получить звание непревзойдённого танцовщика XX века.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >