О драматургических функциях музыки в театрализованном представлении

Музыкальное образование - важная составляющая в профессиональной карьере режиссера. К сожалению, данная позиция остается лишь желанной идеей, которая не получает фундаментальной методической разработки в практике подготовки специалистов в области режиссуры. Большинство российских исследований, так или иначе связанных с музыкальным оформлением зрелищных видов искусств, посвящены, как правило, описанию богатейшего практического опыта выдающихся режиссеров, ряд других носят более обобщающий характер, что позволяет выделить лишь некоторые принципы музыкального оформления спектакля или театрального представления.

При этом остается незатронутым культурологический и педагогический аспекты, которые позволили бы ответить на вопрос, как раскрыть музыкальность, сформировать «музыкальное ухо» режиссера (музыкально-режиссерский слух) или музыкальный вкус, что даст возможность режиссеру грамотно спроектировать музыкальную палитру спектакля, составить музыкальную партитуру театрализованного представления.

Анализируя литературу, посвященную музыке и театру, мы не встретили четкого определения музыкально-постановочных умений и навыков режиссера, поэтому мы предлагаем ввести данное определение в обиход наших дальнейших размышлений и поисков истины.

Сначала нам следует обратиться к характеристике содержания режиссерской профессии как виду художественной деятельности. Режиссер (франц, regisseur, от лат. rego - управляю) -творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада, балет). Режиссер осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы, балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке.

В современных зрелищных искусствах (театр, кино, опера, балет) режиссер часто называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком спектакля, художественным руково дителем. «Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива), называется главным режиссером» [2, с. 4]. Данное определение, как мы видим, подчеркивает важность понятия постановки в деятельности режиссера. «Постановка нами может трактоваться как творческий процесс создания драматического, оперного и балетного спектакля, циркового представления, эстрадного представления, а также кинофильма. Постановка осуществляется на основе постановочного замысла (сценарного плана) режиссера, который включает: идейное истолкование (интерпретацию) пьесы; характеристики отдельных персонажей; определение необходимых стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения; решение спектакля во времени (ритм и темп спектакля); решение спектакля в пространстве (мизансцены, планировки); определение характера и принципов оформления» [2, с. 7].

Далее охарактеризуем понятие «умение». Умение - это освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью знаний и навыков. Умение и профессиональные навыки формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. «Умения и навыки всегда реализуются под контролем сознания», - утверждает Г.М. Коджаспирова [5, с. 359]. Из сказанного делаем вывод: музыкально-постановочные умения режиссера - это освоенный способ подбора музыкального оформления для драматургии конкретного спектакля, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний о музыкальном искусстве, развитостью музыкальных и музыкально-режиссерских способностей, осведомленностью о психологических законах воздействия музыки на восприятие зрителя и навыков работы с музыкальным материалом. Исходя из данного определения, мы можем говорить о необходимости развития музыкально-постановочных умений режиссера, которые найдут свое отражение в художественном подборе музыкального оформления и грамотной его фиксации в музыкальной партитуре спектакля или театрального действа. Для формирования данных умений и навыков необходимо развитие музыкально-режиссерского слуха, знание элементов нотной грамоты, овладение способами музыкального анализа и методом му зыкальной герменевтики. Самым, пожалуй, важным в режиссерской профессии при формировании музыкально-постановочных умений и навыков режиссера являются его глубокие познания в области драматургических возможностей музыки в театрализованном представлении и его синтезе с другими видами искусств.

Для того чтобы более подробно осветить и раскрыть драматургические функции музыки в театрализованном представлении, необходимо выяснить, какой смысл несет понятие «музыкальная драматургия спектакля».

Итак, каждое художественное произведение как явление в прямом смысле этого слова, которое получает свое сценическое воплощение, имеет и свою драматургию. Драматургия, как отмечает Л.М. Марголин, - это столкновение и взаимодействие различных характеров в их развитии [8, с. 26].

Принято считать, что театрализованное действо, как правило, характеризуется наличием двух драматургий: сценарная драматургия и музыкальная драматургия. Сценарная драматургия строится по принципу компонируемого временного процесса и определяется, прежде всего, литературным текстом (словом), который описывает событийную последовательность, ситуации, где и раскрываются характеры героев. Музыкальная драматургия театрализованного представления складывается из столкновения различных музыкальных характеристик (образов, символов, мифологем) и их развития (метаморфоз), которыми наделены действующие лица, события и ситуации. Музыкальная драматургия театрализованного представления близка по духу музыкальной драматургии произведений музыкально-сценического жанра (опере, балету, водевилю, оперетте или сарсуэле).

«Музыкальная драматургия - система выразительных средств и приемов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие основы драмы как одного из видов театрального искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определенная последовательность этапов раскрытия драматического замысла (“экспозиция завязка”, “развитие - разработка с ярко выраженной кульминацией”, “развязка - кода, финал или эпилог”).

Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства (опере, симфонии, кантате, концерте), соответствуя природе их выразительных средств. В опере происходящее на сцене выражается музыкой, то есть пением действующих лиц и оркестром. В балете - танцем, пантомимой и оркестром. В симфонии - оркестром. В кантатно-ораториальном жанре - симфоническим оркестром и солистами. Вместе с тем и в том и в другом случае музыка является главным обобщающим средством, носителем сквозного действия, она не только комментирует отдельные ситуации, но и связывает все элементы драмы воедино, выявляет все скрытые стороны поведения действующих лиц, их сложные внутренние взаимоотношения, часто непосредственно выражает главную идею произведения.

Ведущая роль музыки в опере и других видах музыкальнодраматического искусства определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения литературной драмы. Специфика музыкальной драматургии проявляется в большей сжатости и лаконизме либретто в сравнении с литературной драмой. Еще более условный и обобщенный характер свойственен балетному сценарию, поскольку язык жестов и пластики не обладает той степенью дифференцированной и смысловой определенности, которые присущи словесной речи.

Существуют смешанные формы музыкальной драматургии, соединяющие элементы оперы и словесной драмы (оперетта, зингшпиль)» [2, с. 45].

Известный автор книг в области театральной режиссуры Л.М. Марголин в своей работе «Музыка в театрализованном представлении» приводит веские доводы о том, что существует восемь основных функций музыки в театрализованном представлении.

1. Функция создания эмоциональной атмосферы действия

Эта функция позволяет режиссеру-постановщику создавать и корректировать эмоциональный строй театрализованного представления выразительными средствами музыкального искусства.

Технология создания единого настроения театрализованного представления включает в себя достаточное внедрение в ткань театрализованного представления музыкальных произведений необходимого настроения, определение участка театрализованного представления для внедрения музыкального материала (узловой, второстепенный, проходящий моменты), подбор выразительной, яркой, глубинно-эмоциональной музыки. Эмоциональное развертывание театрализованного представления средствами музыки бывает двух основных видов - это создание настроения, идентичного сюжету, и создание настроения, контрастного сюжету.

2. Функция создания национального колорита и «дыхания» эпохи

Эта драматургическая функция музыки является одной из самых основных. Заключается она в создании при помощи музыкального материала национального колорита, колорита эпохи, обозначении места и времени действия. Ярко выраженные национальные или стилистические черты музыки усиливают достоверность происходящего на сцене. Говоря об этой драматургической функции музыки, необходимо особо отметить возможности песни в ее реализации. По словам Л.М. Марголина, именно песня «как ни один другой из музыкальных жанров обладает временной чуткостью, точно и емко выражает и психологию, и настроение, и всю неповторимость того времени, которому она посвящена» [8, с. 38].

Применение песенного жанра в режиссерской практике для реализации характеризуемой драматургической функции музыки ограничено. Используется весьма неширокий спектр песенного материала. Это связано со сложившимися штампами и стереотипами, а также с узостью режиссерского кругозора в области музыкального искусства.

3. Функция изображения внутреннего действия и состояния

Актерскими выразительными средствами, раскрывающими внутренний мир действующих лиц, являются жест, слово, поступок. К неактерским средствам в театральном пространстве относится музыка. В сочетании с актерскими она может передать и отразить чувства, переживания и размышления героя, не передающиеся словесно, причем в ярко-эмоциональном, более отчетли вом исполнении. В данном случае музыка является средством материализации чувств героя или группы действующих лиц.

4. Функция создания характеристики героя

Эта функция проявляется в том, что участие музыки в театрализованном представлении содержит в себе элементы характеристики. Объектами музыкальной характеристики могут являться: человек, его душевный мир, темперамент, характер и т. д., а также группа людей, участники и свидетели тех или иных событий. Существует два вида музыкальных характеристик: непосредственно создающие образ и косвенно создающие образ (по отношению персонажа к музыке). Первый вид может реализовываться при использовании различных типов театральной музыки, как сюжетной, так и условной. Второй вид может прибегать только к сюжетной музыке, так как у действующих лиц есть возможность реагировать на нее только при условии ее восприятия. Известны также основные приемы применения музыкальной характеристики, используемые режиссерами в практике театрализованного представления: самохарактеристика (музыка исполняется самим героем), косвенная характеристика (реакция на звучащую музыку), музыка, описывающая принадлежность событию, комическая характеристика.

5. Темпо-ритмическая функция создания

В музыке термин «ритм» трактуется как временная организация музыки. Ритм присущ любым жизненным процессам и движениям. Сущность ритма музыканты понимают «как стремление вперед, заложенное в нем движение и настойчивая сила» [9, с. 66]. Под темпом в музыке понимается скорость движения, определяемая числом метрических долей в единице времени. Термин «тем-по-ритм» в театре определяет один из важнейших моментов сценического творчества. Сценический темпо-ритм - это темпо-ритм действия, от самого малого (простого физического движения) до самого большого (музыки роли главного героя или сквозного действия спектакля).

Ритм внутренней жизни актера на сцене определяет собой ритм его физического поведения, «мелодию роли». В музыке ритм выражен ритмическим рисунком. Сущность музыкального ритма заключается в том или ином чередовании звуков одинаковой или разной длительности, соотносимых с музыкальным временем. Основой ритма пластического движения является пространственное расстояние, преодолеваемое за ту же единицу времени. Общей точкой соприкосновения является время, соответствие звуков и перемещение различных предметов в пространстве.

Введение режиссером музыки в сценическое действие дополняет его видимые, ощутимые ритмы или вскрывает невидимые тонкие грани, придавая внутренней органике спектакля или театрального действа большую ритмическую определенность и в какой-то степени свободу. Музыка в театрализованном представлении может оказывать влияние на темпо-ритм постановки в двух вариантах. Первый вариант - когда музыка и действие имеют одинаковый темпо-ритм. К этому варианту можно отнести: музыку, сопровождающую сцены, имеющие выраженный ритм движения (строевой шаг, танцевальные номера), усиливающую динамику, скорость движения (погоня, состязание, бег, изобразительные или шумовые эффекты). Второй вариант - когда музыка и действие находятся на разных полюсах, т. е. они полярны, имеют разный темпо-ритм.

В данном случае музыка может создать видимость более быстрого движения, чем на сцене, или, наоборот, более медленного проживания. Эмоциональная и динамическая стороны музыкального движения должны образовывать неразрывное единство композиторского замысла с режиссерским.

6. Функция создания лейтмотива

Большие возможности в музыкальном оформлении принадлежат функции создания лейтмотивов. Лейтмотив - это относительно краткое музыкальное построение, которое неоднократно повторяется на протяжении музыкального произведения, служит обозначением и характеристикой определенного персонажа, предмета, явления, эмоции или отвлеченного понятия. В театре лейтмотив или лейттема сопровождает неоднократное появление действующего лица, повторение события или упоминание о нем. Важным принципом применения лейтмотива является его связь с действием, сам по себе он не имеет смысла.

7. Функция создания контраста (контрапункта)

Ярким приемом применения музыки в театрализованном представлении является принцип контраста, введения контрапункта, заключающегося в движении музыки по внутренней, скрытой линии подтекста, психологического, скрытого содержания, которая вскрывает экзистенцию героя. Контрапункт в музыке трактуется как одновременное сочетание двух и более самостоятельных мелодических линий в разных голосах. Термины «кон-трапунктирование», «контрапунктическое соединение» обозначают взаимодействие развитых и автономно движущихся мелодий, их согласование и по высоте, и по времени, соотнесение по сходству или по контрасту. Музыка в таких случаях не только раскрывает внутреннее состояние героя или его духовные переживания, но и своим эмоциональным содержанием как бы противоречит ему, резонируя и выражая чувства, порой диаметрально противоположные тем, что переживает в данный момент герой. Музыка может звучать в контрасте с различными компонентами театрального представления: с оформлением или с действием.

Итак, как мы видим, знание основополагающих драматургических функций музыки позволяет режиссеру отойти от механического применения музыкального материала при постановке зрелищных видов искусства, в то время как формальный подход в данном вопросе лишает специалистов в области режиссуры возможности использовать богатый потенциал музыкального искусства, заключающийся в его эмоциональном воздействии на психофизические данные зрителя. Глубокое знание режиссера сущности функциональных возможностей музыки и степени ее воздействия на психическое состояние человека позволяет решать обдуманно и рационально ряд постановочных задач, связанных с составлением музыкальной партитуры, что постепенно позволяет выработать не только музыкально-постановочные навыки и умения режиссера, но и в конечном счете приводит к высокому художественному результату.

8. Функция обобщения через музыку

Данная функция заключается в раскрытии основного замысла произведения с помощью музыки. Это является, скорее, обобщающей функцией, всегда тесно связанной с режиссерским замыслом и отношением к происходящему. К основному виду музыкальных обобщений относится контрастное (как наиболее яркое) и выпуклое (когда музыка едина с образным содержанием, выражает сквозную линию) резюме.

Литература

  • 1. Бегак Е. Музыкальное оформление спектакля: беседы с руководителями театральной художественной самодеятельности. М.: Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1952. 55 с.
  • 2. Глоссарий. URL : http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2. cgi?RRvlgqro.
  • 3. Гоберник Г.Я. «Музыка» и «музыкальность» спектаклей современного драматического театра // Мастерство режиссера -1-5 курсы / под общ. ред. Н. А. Зверевой. М.: РАТИ-ГИТИС, 2007. С. 501-508.
  • 4. Грум-Гржимайло Т.Н. Музыка и драма. М.: Знание, 1975. 46 с.
  • 5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. 448 с.
  • 6. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч, ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 1998.
  • 7. Лензон В.М. Музыка советских массовых революционных праздников. М.: Музыка, 1987. 80 с.
  • 8. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении. М.: Советская Россия, 1981. 86 с.
  • 9. Меерович И.М. Музыка в спектакле драматического театра: учебное пособие. М.: ГИТИС, 1983. 72 с.
  • 10. Меерович И.М. Музыка как выразительное средство спектаклей драматического театра // Мастерство режиссера - 1-5 курсы / под общ. ред. Н.А. Зверевой. М.: РАТИ-ГИТИС, 2007. С. 368-381.

Вопросы по теме

  • 1. Каковы общие принципы взаимодействия искусств?
  • 2. Что мы называем театральностью в музыке?
  • 3. Приведите пример внемузыкального в музыке.
  • 4. Каковы истоки и эстетическая природа театральности?
  • 5. Каковы музыкальные проявления театральности?
  • 6. Классификация драматургических функций музыки в театрализованном представлении по Л.М. Марголину.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >