ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние восемьдесят лет «система» и метод К. С. Станиславского сформировали целостную культуру воспитания и обучения студента-актёра, методологию театральной режиссёрской и актёрской работы. Мастерство актёра-профессионала заключается в умении мыслить категориями «системы» и метода, в познании и освоении их природных элементов, естественных основ метода физического действия актёра.

В пособии представлены основы «системы» и метода К. С. Станиславского. Метод, или физическое действие, - системное явление всего организма актёра (в том числе невидимых глазу мозговых процессов) - заставляет работать всю «систему элементов» его психотехники. Таким образом, вне метода нет системы, вне целостного физического действия творческой психофизиологии актёра нет подлинного психологического процесса.

Много десятилетий студенты и педагоги театральных школ решают методические вопросы обучения и сценической практики «по системе и методу К. С. Станиславского». В своей практической работе студенту-актёру необходимо знание основных направлений метода и системы:

  • - театрально-исторической, естественной («природной») и художественной взаимосвязи метода физических действий и «системы» элементов творчества актёра в театральных исканиях К. С. Станиславского (1908-1938);
  • - основы междисциплинарного анализа творческой психофизиологии актёра, впервые осуществленного К. С. Станиславским (1907-1938);
  • - органического единства элементов творческого самочувствия в физическом действии актёра;
  • - многоуровневой организации, природной многомерности физического поведения и действия актёра, сложной «человекомерной» топологии сценического воплощения образа, повлиявшей на создание этюдной методологии К. С. Станиславским в 1912-1938 гг.;
  • - принципиальной нелинейности «сознательных» физических действий и «подсознательных» физических приспособлений как следствия сложной организации физического действия актёра в роли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

L Белова, Т. На экране - движение мысли / Т. Белова // Наука и жизнь. - 1990. - № 8. - С. 58-64.

  • 2. Берковский, Н. Я. Станиславский и эстетика театра / Н. Я. Берковский // Литература и театр: Статьи разных лет. М.: Искусство, 1969. - С. 185-304.
  • 3. Беседы К. С. Станиславского: в 2 т. - М.: Сов. Россия, 1990.

Т. 1. -79 с.

Т. 2. -112 с.

  • 4. Бехтерева, Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н. П. Бехтерева. - СПб.: Нотабене, 1999. - 298 с.
  • 5. Блок, А. А. Собрание сочинений: в 8 т. / А. А. Блок. - М.; Л.: Худ. лит., 1960-1963. - Т. 7: Дневники. - 1963. - 673 с.
  • 6. Брук, П. Блуждающая точка. Статьи. Выступления. Интервью / П. Брук. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. - 264 с.
  • 7. Виноградская, И. Н. Жизнь и творчество К. С. Станиславского, 1863-1938: летопись: в 4 т. / И. Н. Виноградская. - М.: Всероссийское театральное общество, 1971-1976.

Т. 1: 1863-1905 /ред. В. Н. Прокофьев. - 1971. -558 с.

Т. 2: 1906-1915/ ред. Н. Н. Чушкин. - 1971. - 511 с.

Т. 3: 1916-1926/ред. Н. Н. Чушкин. - 1973. - 611 с.

Т. 4: 1927-1938 / ред. В. Н. Прокофьев. - 1976.-583 с.

  • 8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М., 1968. - 576 с.
  • 9. Гоголь, Н. В. Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» / Н. В. Гоголь // Полное собрание сочинений: в 14 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937— 1952. - Т. 4: Ревизор. - 1951. - С. 112-120.
  • 10. Грачева, Л. В. Психотехника актера в процессе обучения в театральной школе: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / Л. В. Грачева. - М., 2005. - 53 с.
  • 11. Дикий, А. Д. Повесть о театральной юности / А. Д. Дикий. - М.: Искусство, 1957. - 984 с.

VI. Дульнев, Г. Н. Исследование явлений энергоинформационного обмена: экспериментальные результаты / Г. Н. Дульнев, А. П. Ипатов. - СПб., 1998. - 72 с.

  • 13. Евгений Вахтангов: Материалы и статьи / сост. и ред. Л. Д. Вендровская; вступ. ст. Н. Зографа. - М.: Всероссийское театральное общество, 1959. -467 с.
  • 14. Кедров, М. Н. Статьи, речи, беседы, заметки / М. Н. Кедров. - М.: Всероссийское театральное общество, 1978. - 431 с.
  • 15. Кнебель, М. О. Михаил Чехов об актерском искусстве / М. О. Кнебель // Чехов, М. Литературное наследие: в 2 т. - М.: Искусство, 1986. - Т. 2: Об искусстве актера. - С. 5-33.
  • 16. Колчин, Е. Е. Психофизиологические исследования особенностей актёрского воображения / Е. Е. Колчин // Диагностика и развитие актёрской одаренности: сб. науч. тр. - Л., 1986. -С. 20-31.
  • 17. Комиссаржевский, Ф. Творчество актёра и теория Станиславского / Ф. Комиссаржевский. - Пг.: Свободное искусство, 1917. - Вып. 5. - 116 с.
  • 18. Коонен, А. Г. Страницы жизни / А. Г. Коонен. - М.: Искусство, 1985. - 447 с.
  • 19. Корогодский, 3. Я. Начало / 3. Я. Корогодский. - СПб.: СПбГУП, 1996.-434 с.
  • 20. Корогодский, 3. Я. Первый год / 3. Я. Корогодский. - М.: Сов. Россия, 1974. - 108 с.
  • 21. Кристи, Г. В. О воспитании актера (по материалу - «Инсценировка программы I и II курсов студии имени К. С. Станиславского) // Ежегодник Московского Художественного театра. 1947 г. - М., 1949. - С. 291-338.
  • 22. Кузнецов, Б. Необратимость физического и сценического времени / Б. Кузнецов // Театр. - 1978. - № 7. - С. 65-74.
  • 23. Леопольд Антонович Сулержицкий. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания: сб. / сост., ред., вступ. ст. и коммент. Е. И. Поляковой. - М.: Искусство, 1970. - 707 с.
  • 24. Мгебров, А. Жизнь в театре / А. Мгебров. - М.; Л.: Akademia, 1929. - 290 с.
  • 25. Музей МХАТ. Архив К. С. Станиславского. № 1224.
  • 26. Музей МХАТ. Архив К. С. Станиславского. № 18895— 18896.
  • 27. Надирашвили, Ш. А. Психологическая природа восприятия с позиций теории установки / Ш. А. Надирашвили. - Тбилиси, 1976. - 256 с.
  • 28. Немирович-Данченко, Вл. И. О творчестве актера / Вл. И. Немирович-Данченко. - М.: Искусство, 1984. - 623 с.
  • 29.0 Станиславском: сборник воспоминаний: 1863-1938 / сост., ред. Л. Я. Гуревич. - М.: Всероссийское театральное общество, 1948. - 659 с.
  • 30. Павлова, Н. К. С. Станиславский о природе и законах творчества актера / Н. Павлова // Проблемы современного актерского искусства: сб. науч. тр. - Л.: ЛГИТМиК, 1990. -С. 115-139.
  • 31. Петров, В. А. Перспективность применения экспериментальных методов психологии в театральной педагогике // Диагностика и развитие одаренности: сб. науч, трудов. - Л., 1986.-С. 20-27.
  • 32. Петров, В. М. Количественные методы в искусствознании / В. М. Петров. - М.: Смысл, 2000. - 156 с.
  • 33. Письма М. П. Лилиной // М. П. Лилина: сб. / сост. Н. Леонтьевский. - М.: Всероссийское театральное общество, 1960.-С. 161-302.
  • 34. Полякова, Е. И. Станиславский / Е. И. Полякова. - М.: Искусство, 1977. - 463 с.
  • 35. Полякова, Е. И. Театр Сулержицкого: Этика. Эстетика. Режиссура / Е. И. Полякова. - М.: Аграф, 2006. - 297 с.
  • 36. Попов, А. Д. Воспоминания и размышления о театре / А. Д. Попов. - М.: Всероссийское театральное общество, 1963. -310с.
  • 37. Пригожин, И. Р. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И. Стенгере. - М., 2003. -312 с.
  • 38. Рождественская, Н. В. «Быть или казаться»: Истоки современного театра и психотехника актёра: учебное пособие / Н. В. Рождественская. - СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009. - 96 с.
  • 39. Смелянский, А. М. Профессия - артист / А. М. Смелян-ский И Станиславский, К. С. Собр. соч.: в 9 т. - М.: Искусство, 1989-1999. - Т. 2: Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. -1989.-С. 5-38.
  • 40. Станиславский, К. С. Из записных книжек: в 2 т. / К. С. Станиславский. - М.: Всероссийское театральное общество, 1986.

Т. 1: 1888-1911.-608 с.

Т. 2: 1912-1938.-446 с.

41. Станиславский, К. С. Режиссерские экземпляры: в 6 т. / К. С. Станиславский. -М.: Искусство, 1980-1994.

Т. 1: 1898-1899.- 1980.-480 с.

Т. 2: 1898-1901. - 1981. - 279 с.

Т. 3: 1901-1904. - 1984. - 495 с.

Т. 4: 1902-1905. - 1986. - 606 с.

Т. 5: 1905-1909. - 1988. - 622 с.

30. Станиславский, К. С. Собр. соч.: в 8 т. / К. С. Станиславский. -М.: Искусство, 1954-1961.

Т. 1: Моя жизнь в искусстве. - 1954. - 515 с.

Т. 2: Работа актера над собой. Ч. 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - 1954. -421 с.

Т. 3: Работа актера над собой. Ч. 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика. - 1955. - 501 с.

Т. 4: Работа актера над ролью: материалы к книге. - 1957. -549 с.

Т. 5: Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания. -1958.-684 с.

Т. 6: Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания. 1917— 1938.- 1959.-465 с.

Т. 7: Письма. 1986-1917. - 1960. - 811 с.

Т. 8: Письма. 1918-1938. - 1961. - 614 с.

  • 43. Станиславский, К. С. Собр. соч.: в 9 т. / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1988-1999. - Т. 4: Работа актера над ролью: Материалы к книге / сост., вступ. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. - 1991. - 399 с.
  • 44. Станиславский, К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1953. - 782 с.
  • 45. Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. - М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1987. - 591 с.
  • 46. Сторожук, А. Д. Психофизиологический аспект проблем сценического творчества актера: дис. ... канд. искусствоведения / А. Д. Сторожук. - Л., 1979. - 165 с.
  • 47. Строева, М. Н. Режиссерские искания Станиславского. 1898-1917 гг. / М. Н. Строева. - М.: Наука, 1973. - 360 с.
  • 48. Строева, М. Н. Режиссёрские искания Станиславского. 1917-1938 гг. / М. Н. Строева. - М.: Наука, 1977. - 413 с.
  • 49. Сушкевич, Б. М. Семь моментов работы над ролью / Б. М. Сушкевич. - Л., 1933. - 30 с.
  • 50. Театральное наследство. Т. 1. К. С. Станиславский. - М.: АН СССР, 1955.-695 с.
  • 51. Товстоногов, Г. А. Круг мыслей / Г. А. Товстоногов. -М.: Искусство, 1972. -210.
  • 52. Товстоногов, Г. А. О методе / Г. А. Товстоногов // Зеркало сцены. Кн. 1: О профессии режиссера / сост. Ю. С. Рыбаков; предисл. К. Рудницкого. - Л.: Искусство, 1980. - С. 235-298.
  • 53. Толшин, А. В. Импровизация в обучении актёра: учебное пособие / А. В. Толшин. - СПб.: СПбГАТИ, 2005. - 115 с.
  • 54. Топорков, В. Станиславский на репетиции: воспоминания / В. Топорков. - М.; Л.: Искусство, 1950. - 191 с.
  • 55. Цимбал, С. Творческая судьба Певцова / С. Цимбал. -Л.; М.: Искусство, 1957. - 308 с.
  • 56. Чехов, М. Литературное наследие: в 2 т. / М. Чехов. -М.: Искусство, 1986.

Т. 1: Воспоминания. Письма. - 457 с.

Т. 2: Об искусстве актера. - 557 с.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ