«Профессиональный» этап обучения: сценический образ как показатель усвоенных студентом профессиональных навыков и умений

Основным требованием курса занятий этого периода является решение проблемы актёрского перевоплощения и начало работы по созданию образа. Обе задачи выходят на первый план к последнему этапу обучения.

Говорить о сценическом образе возможно только после создания всех предпосылок к его воплощению: практических и теоретических. Образ становится следствием совокупного овладения программными навыками. И потому по-прежнему актуальными остаются все требования первых двух этапов обучения.

Следует сказать, что эти требования продолжают оставаться справедливыми для любого актёра и после окончания вуза. Более того: третий - «профессиональный» - этап обучения, в свою очередь, так же является только лишь подготовкой к наращиванию мастерства в будущем.

Искусству научить нельзя, можно только учиться. Но возможно научить понимать его законы и научиться творчески действовать в профессии в соответствии с ними.

Наряду с продолжением работы над ролью в отрывках из современной и классической русской и зарубежной драматургии, освоение профессиональных навыков происходит при подготовке и показе курсовых спектаклей в Учебном театре. Спектакли дают исполнителю возможность понять, как происходит творческий рост и развитие роли при встрече со зрителями.

В дальнейшем разнообразие жанров дипломных спектаклей поставит перед педагогами и студентами необходимость овладения характерностью при наличии перевоплощения. На этом этапе студент впервые в полную силу ощутит необходимость постоянной тренировки своего творческого аппарата, то, что он должен быть раскрытым и развитым в соответствии с его личной артистической индивидуальностью. Студент в полной мере, наконец, сознательно оценит занятия речью и пластической выразительностью.

Зачетно-экзаменационные требования предыдущих этапов обучения остаются в силе и, кроме того, пополняются задачами более сложного порядка, близкими к профессиональным:

  • - органическое освоение характера действующего лица и нахождение верного «зерна» роли, то есть самой глубокой ее эмоционально-образной сущности, несущей типические черты образа;
  • - работа в жанре, предложенном режиссёром, нахождение стилистики действия;
  • - овладение «сознательной сверхзадачей» (К.С. Станиславский), которой подчинена вся логика поступков действующего лица;
  • - определение сквозного действия по всей пьесе и в отдельном отрывке;
  • - определение и понимание цели произведения;
  • - понимание природы основного конфликта;
  • - определение и понимание событий;
  • - овладение логикой поступков, мыслей, чувств действующего лица;
  • - овладение непрерывной линией взаимодействия;
  • - непрерывность и смена точных психофизических само-чувствий, внутренних монологов;
  • - воплощение «второго плана» роли;
  • - поиски (внутренней и внешней) характерности, поиски других выразительных средств, способствующих ее выявлению (грим, манера, костюм);
  • - выстраивание словесного ряда роли как результата целостного психофизического действия;
  • -«вживание в образ» всеми вышеуказанными средствами и методиками;
  • - подготовка к перевоплощению - стиранию четкой грани между «Я» (исполнитель) и «он» (образ): «Ваши действия и “его” соединятся сами по себе... верное самочувствие, действие, чувства приведут вас к органической жизни на сцене в образе действующего лица... к тому, что мы называем “перевоплощением”» (К.С. Станиславский);
  • - органическая жизнь на сцене в образе - это глубокое перевоплощение и проникновение в поступки и отношения героя, овладение его целями, взглядами, мыслями, стремлениями, умение сделать их своими, овладение логикой поведения действующего лица;
  • - совершенствование средств внешней выразительности (голос, дыхание, ясность и осмысленность речи, мышечная свобода, легкость и пластичность движения, точность и выразительность жеста, жизни тела);
  • - владение творческим импровизационным самочувствием в спектакле, которое по существу является ключевым в искусстве актёра.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >