АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Характерной чертой спортивной аэробики является подготовка занимающихся к выполнению программы, включающей в свое содержание разнообразные, разнонаправленные двигательные действия, способы выполнения которых должны обеспечивать высокую зрелищность, эстетически художественное воздействие на спортсменов и зрителей. Кроме того усвоение разнообразных темпо-ритмовых пластических двигательных действий обеспечивает комплексное разностороннее воздействие на спортсменов.

Пути повышения технико-тактической подготовленности занимающихся спортивной аэробикой

Техническая подготовка в спортивной аэробике, как подчеркивают А. А. Сомкин, 2001, А. А. Боляк, 2007, отличается специфической направленностью, детерминирующей необходимость формирования навыков четкого воспроизведения внешней формы и структурного содержания упражнений различных групп трудности, что предполагает устойчивое, уверенное приземление после выполнения технически сложных прыжков и прыжковых соединений, а также демонстрацию регламентированных конечных положений после вращений, поворотов и их разнообразных сочетаний при обеспечении высокой эстетичности двигательных действий.

Исследования В.Н. Балобана, 1990, Ю.К. Гавердовского, 2002, Е.С. Крючек, 2002, 2011, и др. выявили большую группу гимнастических прыжковых элементов, выполняемых толчком двух ног, а также вращательных упражнений, заканчивающихся приземлением в различные положения. Значительное место в композиции, по мнению различных авторов, принадлежит разнообразным махам ногами, кругам, вращениям тела в упоре лежа, что требует формирования соответствующих качественных сторон двигательной деятельности: специфической ловкости, равновесия, гибкости, пластичности, ритмичности и др. [6, 12, 14, 29, 79, 141, 144].

Л.Д. Назаренко, 2003, 2004, 2007, предлагает классификацию базовых движений с использованием общих и специальных упражнений, значительная часть которых проявляется при выполнении соревновательных программ в спортивной аэробике. Так, соединения сложнокоординированных разнонаправленных прыжковых и вращательных элементов с приземлением в упор лежа на согнутых руках или в шпагат предъявляют повышенные требования к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной и пространственно-силовой точности воспроизведения внешней формы моторных актов, своевременной смене мышечного напряжения и расслабления, что связано с проявлением специальной ловкости в спортивной аэробике.

Эффективность двигательной деятельности в значительной мере определяется степенью объективной оценки и воспроизведения физического упражнения по его пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам, что требует развития точности [1, 13, 16, 51, 180, 218]. В спортивной аэробике малейшее отклонение от вертикального положения тела перед приземлением приводит к неудачному завершению выполняемого элемента.

Результативность прыжков, вращений и других моторных актов при исполнении композиции зависит от устойчивости тела, высокие показатели которой создают условия для оптимальной амплитуды, легкости и свободы движений, их выразительности и зрелищности. Многие физические упражнения требуют проявления гибкости во всех отделах опорно-двигательного аппарата. Гибкость обусловливает способность изменять форму тела и его звеньев с учетом характера движений и двигательной задачи [12, 24, 100, 106].

Большое значение в спортивной аэробике имеет подвижность, которая, по мнению Л.Д. Назаренко, 2001, является специфическим качественным проявлением моторики, обеспечивающим скорость выполнения двигательных действий, своевременную смену их характера, быстроту реагирования на условия выполнения.

Прыгучесть представляет одну из ведущих сторон двигательной деятельности и характеризует способность гимнастов к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в короткий промежуток времени при перемещении тела в вертикальном или горизонтальном направлении. Значимость ритмичности как основополагающего двигательнокоординационного качества обусловлена ее способностью к рациональному изменению функциональных, биомеханических и психологических процессов в организме спортсмена под воздействием внешних и внутренних факторов [3, 26, 64, 69, 207]. Оптимальный уровень развития ритмичности обеспечивает экономичность двигательных действий, целесообразность энерготрат при решении сложной моторной задачи.

Необходимым двигательно-координационным качеством в спортивной аэробике является пластичность - способность к слитному выполнению элементов различной сложности без резких переходов, пауз и остановок, плавно и логично переходя из одного в другое. Пластичность повышает выразительность движений, усиливает их эстетическое воздействие [76, 92, 97, НО, 133, 137].

Материалы исследований Н.В. Гущиной, 2006, свидетельствуют о том, что недостаточный уровень развития ведущих двигательнокоординационных качеств детерминирует потребность в увеличении объема тренировочных нагрузок. Это приводит к снижению работоспособности спортсменов, ухудшению психо-эмоционального состояния, неэффективности учебно-тренировочного процесса и свидетельствует о прямой зависимости уровня технической подготовленности занимающихся спортивной аэробикой от показателей развития физических качеств [ 25, 27, 42, 55,57, 68, 112, 113, 161, 199, 220].

Б.В. Кокарев, С.Г. Жестков, Н.И. Смирнов, 2007, предложили подход к организации системы спортивной подготовки, повышающий ее эффективность, сущность которого заключается в организации мониторинга в процессе тренировочных занятий с целью выявления ошибок при усвоении элементов, составляющих содержание композиции, установлении причин их возникновения, поиска способов их предупреждения, исправления. Такая организация тренировочного процесса позволит установить недостатки в технической подготовке спортсменов, выстроить четкий алгоритм усвоения базовых элементов различной сложности.

Одним из направлений, обеспечивающих повышение качества общефизической и технической подготовки в спортивной аэробике, является, по мнению А. А. Сомкина, 2001, формирование навыков создания мысленного образа усваиваемого технически сложного элемента путем четкого воспроизведения его внешней формы, пространственно-временных и пространственно-силовых параметров. При этом выявляются детали данного моторного акта, выполнение которых предусматривает проявление индивидуальности с учетом соотношения росто-весовых показателей, типологических особенностей и т.д. [47, 67, 80, 85, 109, 181, 182]. Такой подход создает условия для формирования собственной манеры исполнения соревновательной программы, поиска методических приемов формирования артистичности движений, совершенствования логического и творческого мышления.

Многие специалисты подчеркивают, что в спортивной аэробике одно и то же упражнение имеет различные способы выполнения, выбор которых определяется его расположением в начале, середине или в конце композиции, формой и структурой предыдущего или последующего двигательного действия, технической сложностью и зрелищностью и т.д. [49, 105, 121, 140, 143, 204].

Одним из важных аспектов, определяющих зрелищность восприятия программного выступления в спортивной аэробике, является высокий уровень сформированности навыков управления темпо-ритмовыми параметрами выполнения физических упражнений. Оптимальная скорость выполнения технически сложного элемента или их различных сочетаний, точность формы, рациональная амплитуда создают впечатление легкости и свободы, артистичности и выразительности движений, усиливают эстетическое воздействие на судей, зрителей и спортсменов [34, 59, 85, 209].

Для спортивной аэробики характерно многообразие различных по форме, содержанию и сложности двигательных действий, каждое из которых предусматривает использование специфических средств выразительности, определенного уровня двигательной и музыкальной культуры, способов самовыражения. Это обусловливает необходимость комплексного, разностороннего подхода к организации тренировочного процесса [11, 33, 65,99, 114, 129, 130, 136, 164].

Многопараметрическая направленность спортивной аэробики актуализирует необходимость приобщения спортсменов к различным видам искусства: музыке, балету, танцам, живописи и др., так как без формирования художественного вкуса, повышения уровня общей культуры трудно подготовить высококвалифицированного спортсмена, способного оказать достойную конкуренцию сильнейшим гимнастам мира [38, НО, 116, 133, 202].

Двигательные действия в спортивной аэробике отличаются многообразием форм их выполнения в пространстве и времени. Данный вид спорта требует точного восприятия и воспроизведения моторных актов в соответствии с особенностями ритма двигательных действий, а также музыкального ритма, что связано с глубоким пониманием особенностей музыкальной мелодии и четкого согласования движений с ее характером. Это выдвигает спортивную аэробику в ряд художественных видов спорта наряду с фигурным катанием, синхронным плаванием, художественной гимнастикой и спортивными бальными танцами, получающими все большее распространение и признание подростков и молодежи.

Подчеркивая особую значимость спортивной аэробики как одного из художественных видов спорта, Н.А. Нечаева, 1999, Е.С. Крючек, 2002, Е.Ю. Скачкова, 2002, С.В. Якутова, 2006, Е.А. Поздеева, Г.Н Пшеничникова, 2008, Л.К. Руденко, 2009, Л.Д. Назаренко, Н.А Касаткина, 2012, и др. раскрывают влияние ее средств на обеспечение разностороннего развития организма, формирование динамической и статической осанки, красивой, легкой походки, что позволяет существенно повысить уровень культуры жизнедеятельности занимающихся.

Эффективность воздействия средств спортивной аэробики на физическое и духовно-нравственное развитие подростков и молодежи существенно определяется рациональным выбором музыкального сопровождения. Как показывают специальные исследования С.И. Букатиной, 1998, Ю.Г. Коджаспирова, 2004, Т.С. Лисицкой, 2000, В.Н. Холоповой, 2002, Л.В. Сидневой, 2003, C.I. Karageorghis и др., 2009, и др. музыка обладает регуляцией музыкального ритма к двигательным действиям. Это связанно со спецификой организации музыкального ритма, соответствующего естественной природе нервно-мышечных процессов, поэтому музыкальные ритмы при правильной организации занятий успешно усваиваются на различных уровнях функционирования организма.

Музыку необходимо рассматривать с точки зрения ее значимости как системного звукового раздражителя, способного положительно влиять на функциональные, физиологические и психологические функции организма.

Как подчеркивают С.И. Букатина, 1998, Т.Г. Вялкина, 2002, и др., исследования воздействия музыкального произведения на сердечнососудистую систему, двигательно-координационные качества, восстановительные процессы после учебно-тренировочных нагрузок представляет актуальную проблему своевременного спорта. При согласованности двигательной деятельности с характером музыкального произведения устанавливается равновесие в деятельности нервной системы, уравновешиваются нервные центры, приобретается необходимая легкость и свобода движений, устраняются лишние движения.

По мнению И.А. Анохиной, 1992, А.Ю. Афониной, 2001, и др., в психофизиологии воздействие музыки на жизнедеятельность человека можно выделить ведущие факторы, определяющие эффект музыкального сопровождения:

  • - стимулирование и рациональное регулирование движений спортсмена и различных ритмических процессов в его организме;
  • - рефлекторное изменение функциональных состояний в соответствии с вызванным эмоциональным чувством;
  • - воздействие музыки на психологические установки и практические действия, мыслительные процессы, эстетические чувства и представления.

Правильно подобранная музыка при выполнении двигательных действий, составляющих содержание спортивной аэробики, позволяет усвоить комплекс пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторного акта в необходимых пределах и тем самым способствовать становлению рационального двигательного стереотипа (Е.Б. Мякинченко, М.Г. Шестаков, 2000, 2006). Изучая влияние музыки на образование двигательных навыков у подростков, С.В. Дмитриев, 1995, установил, что музыкальное сопровождение содействует развитию двигательных навыков как непосредственный возбудитель, подсказывая и вызывая соответствующие двигательные реакции.

Одним из ведущих принципов государственной политики Российской Федерации в области физической культуры и спорта является учёт интересов и предпочтений людей при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта. Важное условие формирования интереса к спортивной аэробике является соответствие ее содержания 11 индивидуальному набору склонностей и задатков индивида, что обусловливает необходимость выявления потребностей, интересов и способностей подростков и молодежи, проявивших интерес к данному виду спорта [15, 37, 39, 46, 53, 56, 58, 74, 86, 94,107, 117, 126, 131, 170, 211].

Формирование физической культуры личности средствами спортивной аэробики обеспечивается путем реализации комплекса следующих взаимосвязанных задач:

  • - формирование осознанного, устойчивого интереса к занятиям как способу самовыражения и самосовершенствования;
  • - усвоение системы специальных знаний, необходимых для инновационного творческого управления индивидуальной физкультурноспортивной деятельностью в процессе занятий избранным видом спорта;
  • - организация жизненно важных занятий спортивной аэробикой с учетом своих потребностей, возможностей и условий деятельности;
  • - реализация здоровьеформирующей и здоровьесберегающей функции средств спортивной аэробики под воздействием тренировочных нагрузок, комплексное развитие двигательно-координационных качеств, совершенствование функциональной подготовленности организма [4, 60, 63, 72, 173, 190, 192, 223].

Решение данных задач позволяет обосновать значимость спортивной аэробики как эффективного средства физического воспитания, обеспечивающего реализацию оздоровительного, развивающего, воспитательного и образовательного аспектов с целью обеспечения разностороннего развития; повышения двигательной, музыкальной, а также общей культуры жизнедеятельности индивида.

Как подчеркивает В.П. Губа, 2003, на подготовку спортсменов мирового класса потребуется гораздо меньше времени и сил при подборе детей с выраженными способностями к данному виду спортивной деятельности. Отдавать предпочтение, по мнению автора, надо детям с артистическими способностями, обладающим пластикой движений, 12

потребностью в самовыражении. Целенаправленное совершенствование мотивации, поддержание устойчивого интереса к спортивной аэробике, формирование удовлетворенности тренировочными занятиями, положительная динамика показателей общефизической и технической подготовленности - этот комплекс педагогических условий и факторов является ведущим для роста спортивного мастерства [2, 45, 108, 169, 193, 213, 221].

По мнению Л.П. Минаевой, 2006, одним из эффективных подходов к совершенствованию системы подготовки мастеров спортивной аэробики является использование разнообразных форм организации тренировочных занятий, новизна и привлекательность которых для детей рассматривается в качестве ведущего условия формирования потребности в систематических занятиях избранным видом спортивной деятельности. Так, проведение спортизированных уроков физической культуры по аэробике позволяет познакомить школьников разного возраста со спецификой спортивной аэробики, арсеналом ее средств, обеспечивающих возможность для самовыражения, приобщения к танцевальному и музыкальному искусству.

Участие занимающихся спортивной аэробикой в показательных выступлениях, соревнованиях различного масштаба, посещение концертов различных танцевальных и хореографических коллективов, соревнований по спортивным бальным танцам позволяет формировать устойчивый интерес к спортивной аэробике, синтезирующей в себе элементы многих художественных видов спорта, танцевального, хореографического и балетного искусства.

Т.Н. Суетина, 1999, М.В. Разеева, 2003, А.И. Шимонин, 2007, отмечают, что одним из перспективных подходов, обеспечивающих повышение эффективности тренировочного процесса по спортивной аэробике, является вовлечение занимающихся в творческий процесс по выявлению и использованию педагогических условий, стимулирующих двигательную активность занимающихся:

  • - создание игровой обстановки;
  • - использование творческих заданий по составлению танцевальных дорожек;
  • - поиск оригинальных поз, их места в композиции;
  • - акцентирование внимания на динамической и статической осанке как одном из ведущих средств выразительности;
  • - выявление известных и разработка неиспользованных средств эстетического воздействия на судей, зрителей и спортсменов;
  • - анализ наиболее ярких индивидуальных стилей исполнения композиции и т.д.

При планировании тренировочного процесса важно, по мнению Г.Л. Драндрова, 2007, чтобы спортсмены активно участвовали в разработке системы текущих и перспективных целей, постепенно усложняющихся задач на конкретное тренировочное занятие, систему тренировок, предстоящие соревнования. Правильная постановка целей и задач активизирует выбор адекватных тренировочных средств с учетом уровня общефизической, технической, психологической подготовленности, а также артистичности, выразительности и виртуозности. Автор подчеркивает большую значимость участия спортсменов в разработке произвольной программы выступлений, выборе музыкального сопровождения, отвечающего запросам, потребностям, интересам и возможностям спортсменов. Творческое соучастие в тренировочном процессе способствует повышению самооценки, уверенности в себе, формированию навыков объективной самооценки, планирования и прогнозирования результатов соревновательной деятельности [187].

А. Стасова, 2002, считает, что одним из основополагающих принципов построения тренировочного процесса является реализация личностно-ориентированного подхода, основанного на выявлении сущностных параметров индивида: особенностей морфофункционального статуса, темперамента, познавательных процессов, мотивации выбора занятий спортивной аэробикой, уровня физической подготовленности и т.д. Это позволяет структурировать тренировочный процесс таким образом, чтобы элементы требуемой трудности максимально соответствовали росто-весовым показателям, оптимальному темпу двигательных действий, рациональному ритму, хореографической и музыкальной подготовке.

М.В. Тарасова, 2010, отмечает большое влияние музыкального сопровождения на техническое исполнение сложного элемента, благодаря организации двигательной деятельности в рациональном ритме, правильному чередованию мышечного напряжения и расслабления, распределению акцентов на наиболее зрелищных фазах моторных актов.

Упрочение двигательного навыка, позволяющее безошибочно выполнить физические упражнения в стрессовой ситуации соревновательной деятельности, усиливает зависимость эффективности исполнения композиции от характера и уровня исполнения музыкального сопровождения. Высоко художественная мелодия, совпадающая по своему характеру со структурой двигательных действий, способствует повышению возбудимости двигательных нервных центров, улучшает психоэмоциональное состояние спортсмена [61].

Выбор классических, современных эстрадных музыкальных произведений в соответствии с особенностями темперамента, уровня физической и технической подготовленности гимнаста является главным условием создания оригинальных композиций с яркими двигательными и музыкальными образами, позволяющими проявить индивидуальный стиль исполнения соревновательной программы.

Как считают Н.А. Касаткина, Л.Д. Назаренко, 2011, 2012, уровень мастерства в спортивной аэробике зависит в значительной степени от усвоения техники основных элементов, определяющих необходимую сложность программы, а также дополнительных: танцевальных, хореографических, прыжковых двигательных действий, определяющих общее впечатление о художественно-музыкальном стиле. Усвоение рациональной техники моторных актов позволяет достичь зрелищного эффекта путем повышения воздействия эстетического компонента физических упражнений, обеспечивающего не только улучшение их восприятия, но повышение функциональных показателей организма. Это детерминирует необходимость поиска более современных, инновационных способов усвоения техники сложных и дополнительных двигательных действий, определяющих качество программного выступления.

Таким образом, анализ научной и научно-методической литературы по данной тематике показал, что прогресс достижений в спортивной аэробике обеспечивается постоянным стремлением к выявлению оригинальных подходов при обучении технике элементов различной сложности, составляющих основное содержание композиции. Такими подходами являются: выявление соотношения показателей развития двигательнокоординационных качеств, определяющих уровень общей физической подготовки как платформы для усвоения технически элементов разных групп сложности; прирост всех физических качеств; формирование навыков создания мысленного образа двигательного действия и т.д.

Направленность тренировочных занятий на формирование навыков точного воспроизведения пространственно-временных и пространственносиловых параметров изучаемого физического упражнения - такой подход к организации тренировочного процесса обеспечивает четкость усвоения формы и структурного содержание двигательных действий. Постоянный мониторинг длительности и качества усвоения технически сложных элементов позволят выявить типичные и индивидуальные ошибки, составить их классификацию, разработать методические приемы предупреждения возможных отклонений от рациональной техники и т.д.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >