АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ ЯЗЫКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Психологические особенности творческого процесса

Исследование сущностной основы творческого развития, его философско-методологических проблем в формировании концептуального синтеза взаимодействия сознательных и бессознательных компонентов раскрывает большое количество существующих подходов к разработке этапов творческого процесса, базирующегося на психологическом механизме творчества.

«Исходным является здесь понятие творчества как процесса... исследование процессов создания произведений литературы и искусства в их динамике... При этом творческий труд рассматривается в качестве детерминированного мировоззрением автора, социально-историческими условиями и индивидуальными качествами личности автора. Процессы творчества исследуются в динамике, начиная от первой фазы (возникновение объективных и субъективных импульсов, зарождение идеи и образов и их кристаллизация) до фаз промежуточных и завершающих» [37, с. 77].

Важнейшей особенностью механизма творчества является единство логического и интуитивного, осознаваемого и неосознаваемого. Художественное творчество - это «образное мышление», которое характеризует творческое мышление художника, восприятие и само творческое направление поиска.

Психология творчества раскрывает механизмы поиска и решения задачи. Этапам творческого процесса были посвящены работы П.К. Энгельмейера, Б.А. Лезина, А.М. Блоха, Ф.Ю. Левинсон-Лессинга, Х.Э. Трика, Грэхем Уоллеса, С.А. Медника, Гельмгольца, Е. Бастика, А.Л. Галина, Я.А. Пономарева, К. Мартиндейла и т.д. Существует множество подходов к выделению этапов или фаз творческого процесса, среди которых Б.А. Лезин (1907 г.) выделял три стадии: труда, бессознательной работы и вдохновения [40].

Началом исследований стадии творческого процесса явились разработки Уоллеса в 1926 году, которые имели описательный характер. Так, Гельмгольц в своих работах описывал три стадии формирования новой мысли: «Первую из них я буду называть «подготовкой» - на этой стадии проблема «рассматривается... со всех сторон»; вторую стадию, на которой задача не присутствовала в его сознании, я назову «созреванием»: третью, состоящую в появлении «счастливой мысли», вместе со всеми психологическими событиями, которые непосредственно предшествуют ее появлению и следуют за ним, я назову «озарением» [40, с. 298]. Уоллес, продолжая эту тему, добавляет четвертую стадию - «проверку». В постоянном потоке мыслей эти четыре стадии постоянно накладываются друг на друга и по мере решения поставленной задачи формируются в определенную идею. В работах П.К. Энгельмейера процесс возникновения замысла начинается с проблеска идеи, которая происходит интуитивно и заканчивается зарождением замысла. Следующий этап - мысленное схематическое изображение, находящее выражение в логическом представлении. И третий этап - конструктивное исполнение работы. Ф.Ю. Левинсон-Лессинг тоже выделяет три этапа: накопление информации в процессе наблюдения, формирование идеи в фантазии, проверка решения и его развитие.

В работах по гештальтпсихологии творческий процесс основывается на четырех этапах мышления: первый этап - формирование проблемы; второй этап - перецентрирование; третий этап - появление идеи решения или инсайт; четвертый этап - осознание и развитие способа решения. В начале XX века, развивая направление гештальтпсихологии, Э. Гуссерль развивает понятие «образ», рассматривая его в качестве целостной основы, объединяющей онтологические составляющие объекта и чувственно-воспринимаемых признаков.

Понятие «образ» продолжает развитие в работах М. Мерло-Понти, К. Роджерса, а так же М. Хайдеггера и Ж.Пиаже. Элементы гештальтпсихологии можно встретить в воззрениях многих теоретиков: Дж. Бродбента, Д. Кантера, Кр. Норберг-Шульца, К. Линча и Свена Хессельгрена. В своей теории Хессельгрен, базируясь на фундаментальных психологических концепциях, строит основы восприятия формы, цвета, глубины, основываясь на работах Ву-двортса, Иттельсона, Рубина и других психологов. Он пишет: «Архитектор должен представлять себе картину взаимодействия восприятий разных модальностей, иметь понятие о процессе формирования эмоциональных оценок формы, зрительных иллюзий». Он отмечал, что при проектировании необходимо хорошо представлять «визуально воспринимаемые качества трехмерного пространства, знать законы воздушной перспективы и светотеневой формы» [46, с. 136].

Ведущим направлением, рассматриваемым в гештальтпсихологии, является понятие формирования целостного образа. В работах Р. Арнхейма на первый план выходит изучение вопроса взаимодействия «психологических процессов в сфере эстетического восприятия творчества, в результате чего рождается художественная форма» [46, с. 127]. Стержневой элемент учения Курта Левина - это концепция, что человек «непосредственно связан со средой и в своих действиях детерминируется этой связью». Рассматривая и изображая взаимодействие человека со средой, Левин применяет вместо слов и чисел графическое описание, в котором графические символы обозначали «жизненное пространство», в котором происходит психологическое движение, т.е. преобразование мыслей.

Если рассматривать креативность как способность, то одной из первых в этой области является работа Симпсона (1922 год), в которой он определил креативность «как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления». В дальнейшем ведущими исследователями в данной области выступают Гилфорд и Торранс. В статье «О трехмерности модели интеллекта» Дж. Гилфорд под креативностью понимает систему «качественно различных факторов (способностей), которые располагаются внутри его общей модели интеллекта». Он выделяет 4 основных фактора креативности: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость [40, с. 358]. Х.Э. Трик рассматривал основные направления экспериментального изучения творчества, акцентируя внимание на исследовании креативности. Он считал, что понятие креативности включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, «в результате которого человек создает что-либо, не существовавшее прежде» [40, с. 357]. При изучении феномена творчества Абрахам Маслоу отмечал, что креативность включает в себя спонтанность, естественность и экспрессивность. Являясь в своей основе конструктивной, креативность синтезирует и объединяет. Творческий процесс, по С. Меднику, - это «переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа» [18, с. 17].

А.Л. Галии (1986) опираясь на описание процесса научного творчества, данное Г. Селье, дает психологическую характеристику восьми этапам (рис. 26).

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества и соотношения логического и интуитивного предложил Я.А. Пономарев. Он определяет следующий критерий творчества, отмечая важность наличия изменения доминирования уровней от логического до интуитивного (рис. 27).

Этапы дискретно-непрерывного творческого процесса (по А.Л Галину)

Рис. 26. Этапы дискретно-непрерывного творческого процесса (по А.Л Галину)

Рис.27. Схема, отражающая соотношение между интуитивным и логическим в процессе мышления (по Я.А. Пономареву)

Так логический уровень решения, включающий в себя сознательное и регулируемое, как писал Я.А. Пономарев, функционирует во взаимосвязи с интуитивным уровнем, который включает в себя бессознательное, нецеленаправленное и непосредственное. Эти два уровня «...реализуются один через другой, взаимодействуют между собой в процессе осуществления этапов решения интеллектуальной задачи [41, с. 434]. В теории Пономарёва уровень бессознательного, задействованный в процессе творчества, представляет высшую форм развития мышления и творчество обязательно ассоциируется с интуитивным... Интуитивное решение и вступает как неожиданное, как «озарение», как «инсайт» [41, с. 185].

Мысленные образы являются эффективным инструментом для извлечения из памяти информации. Архитектурный рисунок - это своего рода «лаборатория мышления» архитектора. Он служит для поиска решения задачи, композиции, эмоционально-смыслового содержания проектируемого объекта, развития образа и его проверки. Архитектурный набросок состоит из первых очертаний, как версия, чтобы выразить специфику проекта. В дальнейшем ручной рисунок быстро разрабатывается в ответ на первый творческий импульс. Он является персональной графической работой, единственным лучшим подтверждением авторского таланта. А. Маслоу писал, что сочетание зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости генерирования идей и способности к отдаленному ассоциированию проявляет себя как нестандартность мышления, которую считают непременной составной частью таланта.

В 1962 году С. Медником было сделано предположение, что индивидуальные различия в креативности определяются характером распределения ассоциаций. Этот подход, является сетевым, поскольку сеть образуется как система ассоциативных связей [41, с. ИЗ]. Дж. Мендельсон выдвинул предположение, что высокая креативность имеет истоки в большем объеме внимания и его большей склонности к дефокусированию. К. Мартиндейлом была предложена еще одна модель творчества, которая основана на сетевых представлениях. В этой концепции присутствует идея существования двух процессов творческого мышления -первичного и вторичного, и рассматривается механизм их реализации и взаимных переходов. «Первичный процесс основан на аналогии, свободных ассоциациях, интуиции. Вторичный процесс мышления характеризуется абстрактностью, логичностью, контролем сознания. По преобладанию одного из процессов выделяются соответственно стадии творческого вдохновения и творческой разработки или верификации идеи». Здесь первичный процесс соответствует интуиции, а вторичный - логике [41, с. 117].

«Всякая мысль имеет движение, течение, развёртывание, одним словом, мысль выполняет какую-то функцию, какую-то работу, решает какую-то задачу. Это течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов, как переход мысли в слово и слова в мысль» [40, с. 498]. Оригинальность мышления в творческой деятельности проявляется в особенностях процессов интерпретации и воссоздания в исполнении художественного образа, определяющихся базовым компонентом творческой одарённости - воображением. «Визуализация помогает понимать неожиданные идеи и новые возможности» в процессе разработке проектной идеи [3, с. 63]. Психологические особенности творческого процесса реализуются в вариантности творческого поиска, развитии проекта, начиная с первых графических набросков преобразования некой сложившейся ситуации, при взаимодействии полей творческого мышления и креативного развития знаковых систем художественно-смысловой основы визуальной коммуникации. Психология архитектурного творчества «призвана выяснить внутреннюю целостную концепционную направленность поиска и вариативности в процессе воплощения замысла, «стратегию творчества» [37., с. 77].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >