Архитектурный рисунок. Вариативность и смысловой потенциал средств графической выразительности

Архитектурный рисунок является видом архитектурной графики со специфическими особенностями развития образного представления идеи проектируемого объекта, с ее смысловой, креативной, концептуальной и конструктивной составляющими. Умение архитектора графическими средствами отразить разнообразие творческих манер рисунка, дает автору бесконечные возможности для воплощения творческих замыслов. О.Г. Максимов отмечает, что благодаря рисунку определяется специфика развития художественного замысла произведения и что рисунок архитектора может быть «определен как средство профессиональной коммуникации или как язык диалога архитектор - исполнитель -потребитель, и трактован как один из основных инструментов творческого процесса» [35, с. 9].

Согласно теории Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова, получившей развитие в работе Е.Е. Анисимовой, «сообщение, заключенное в тексте, может быть представлено вербально (словесный текст) или иконически, т. е. изобразительно» [13, с. 5]. Тем самым, взаимодействуя друг с другом, вербальный и иконический (изобразительный компонент - рисунки, схемы, иллюстрации, символические изображения, таблицы, фотографии, формулы и т.д.) тексты «обеспечивают целостность и связность произведения, его коммуникативный эффект» [13, с. 5]. При этом взаимосвязь вербальных и изобразительных компонентов происходит на содержательном, содержательно-композиционном и содержательно-языковом уровне, что для творческого проектного процесса выступает ведущей идеей развития и визуализации замысла архитектора.

Информационное взаимодействие визуальных (изобразительных) и вербальных (смысловых) форм идеи проектируемого объекта осуществляется с помощью творческого мышления архитектора. Так наброски, зарисовки, архитектурные рисунки, эскизы, чертежи, макеты, компьютерные модели и параллельное словесное выражение развития мысли, идеи решения, легенды, концепции проекта формируются с помощью творческого мышления в авторское пространство поиска создания архитектурного произведения - как искусство символических графических значений. «Основной принцип искусства, по Канту, - способность изображения эстетических идей... Искусство и выступает как символ, осуществляющий связь между чувственным миром и миром трансцендентальных идей разума» [10, с. 8]. Поэтому в искусстве идея произведения выступает как «художественно прекрасное», то есть как действительность, получившая соответсвующую своему понятию форму, или идеал, отмечает Е.Я. Басин [10, с. 9]. Процесс моделирования и сам архитектурный проект можно предложить рассматривать как творческий продукт авторской мысли, продукт сложного процесса создания конкретных решений [49].

Пространство архитектурного рисунка, эскиза, наброска создается как синтез геометрических построений при помощи светотени, тональных отношений и является основой формирования композиционной идеи. Можно выделить следующие графические средства: точка, линия, контур, штрих, тональное пятно, цвет -обладающие многообразными возможностями и богатыми художественными ресурсами.

Точка — это первичный структурный элемент, образующий форму. Пауль Клее писал: «Все живописные формы начинаются с точки, которая самостоятельно приходит в движение... Точка движется... и возникает линия - первое измерение. Когда линия, перемещаясь, образует плоскость, мы получаем двухмерный элемент. При переходе от плоскости к объему столкновение плоскостей «рождает» тело (трехмерное)... Сумма кинетических сил превращает точку в линию, линию в плоскость, переводит плоскость в пространственное измерение» [30, с. 38]. Такое концептуальное развитие раскрывает особенности визуальных элементов словаря архитектурного проектирования [50]. Точка - это замкнутая, зрительно законченная геометрическая форма [39, с. 48].

Несмотря на свои малые размеры, точка выделяется как графический акцент на плоскости. Очень часто именно она является центром всего строя, отмечает В.Б. Устинов, что все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. Художественные свойства точки взаимосвязаны со свойствами линии, пятна и цвета, образуя вместе гармонично организованную, графическую плоскость.

Линия представляет собой самое мобильное средство изображении, является квинтэссенцией рисунка, выступая при этом основополагающим элементом формирования «любой визуальной конструкции». Разнообразные комбинации линий, их созвучие или диссонансы могут выражать многообразие эмоциональной содержательности в проектном моделировании через пластику линий и форм. Передача эмоционального содержания через рисунок зависит от выбора графических средств, фактуры бумаги, материала для изображения (рис. 14 -17). Здесь «линия становится выразительницей всех формальных и неформальных параметров изображения: глубины, тона, цвета пространства, эмоций, чувств, настроений и т. д.» [33, с. 144]. Отталкиваясь от быстрого архитектурного рисунка, выполняемого в основном на ощущении-восприятии от среды для проектирования, «можно сделать вывод, что именно с восприятием связаны информационные возможности линии... информация от человека через линию переходит в рисунок, закрепляется в нем» [33, с. 146].

В соответствии с терминологией В. Кандинского в линиях существует напряжение, т.е. внутренняя сила, которая обозначает лишь часть создающегося движения, - и направление, которое определяется движением. В. Кандинский рассматривает классификацию трех видов линий: ломаных, волнообразных и комбинированных [39, с. 52].

Рис. 14. Архитектор Ренцо Пиано. Графический эскиз.

Архитектор Заха Хадид. Медиа парк. Дюссельдорф

Рис. 15. Архитектор Заха Хадид. Медиа парк. Дюссельдорф.

Архитектор Даниэль Либескинд. Эскиз

Рис. 16. Архитектор Даниэль Либескинд. Эскиз

Контур - это линия очертания, ограничивающая форму объекта и характеризующая его структурные качества. Контур несет в себе плоскостную трактовку формы объекта. «Контурное изображение - гибкое средство на этапах композиционного построения, обозначения пропорций..., размещения предметов в пространстве, при определении масштабов по глубине. Но контурное изображение требует большого мастерства, когда дело касается выявления объемно-пространственной формы», когда контур может быть импульсивен, может утолщаться, рваться, наполняя ощущением пространственного движения, воздухом и светом [33, с. 146].

Штрих представляет собой систему коротких линий, создающих тон предмету и моделируемой формы, вносящий в эскиз светотеневые градации, рефлексы, фон и цветовое напряжение. Он помогает в выражении пластического чувства в рисунке и в сочетании с линией становится средством материализации информации [33, с 146]. А с помощью тональных переходов создается пластичная модель объекта.

Тональное пятно - это работа тональными отношениями, приводящая к осознанию и воплощению объединяющих начал создания образа - общего образного тона в рисунке. Теория общего тонового состояния произведения была сформирована художником Н. Крымовым. Тональные отношения являются важным средством выразительности. Изобразительность и выразительность тона нельзя рассматривать в разрыве - «они всегда находятся в диалектическом единстве» [33, с, 154].

Эскиз - Парк искусств на Крымском валу в Москве. Арх. Ю. Платонов [4]

Рис. 17. Эскиз - Парк искусств на Крымском валу в Москве. Арх. Ю. Платонов [4]

Цвет - активный компонент архитектурного образа, средство выявления пластики и архитектурной формы. Использование цветной графики помогает выразить объективные характеристики архитектурной композиции, окружающей среды, пространства. Как и в музыке, отмечает И. Араухо, «выделяется три особенности цвета: интенсивность, которая относится к силе, выразительной мощи, плотности и насыщенности, звук, который ассоциируется с характеристиками какого-либо цвета, тон, который представляет шкалу света, т.е. ее эквивалентность в серых цветах, силу светотени» [30].

Цвет выступает как средство выражения композиционно-художественной основы идеи на всех стадиях архитектурного проектирования (рис. 18). Архитектор не должен отказываться от красок, а наоборот - использовать краски для придания жизни формам и объемам. Цвет является дополнением формы и самым ярким проявление жизни, писал Антонио Гауди.

Таким образом, архитектурный рисунок является:

  • - инструментарием творческого метода архитектора, реализуясь в способах изображения через разнообразные средства художественного моделирования;
  • - иконическим документом, «несущим образы», исходя из знаковой формы представления информации, предназначенный для использования «в социальной смысловой коммуникации в качестве завершенного сообщения» [45, с. 61].
Claesson Koivisto Rune, Sfera Building, Kyoto, Japan, 2003 [53]

Рис. 18. Claesson Koivisto Rune, Sfera Building, Kyoto, Japan, 2003 [53]

Использование точек и линий, цвета и тона позволяет создавать смысловое пространство изображения. Их главное отличие состоит в большей мере условности в отношении к реальным формам и изобразительной поверхности. Рисунок может выполняться в диапазоне от «чисто линейного или штрихового изображения до условного светотеневого на два тона. Черное и белое пятна, линия и контур достаточно далеки от чувственно воспринимаемого предметного мира, но в них заключены свойства художественного выражения, связанные с условностями пластических решений» [39, с. 39]. Разработка эскиз-идеи осуществляется с начала поиска знаковосимволической модели, с зарисовки достаточно абстрактного пятна. Эти пятно, линия или контур рисунка будут нести свойства художественного выражения и задавать пластическое решение композиции, силуэта, отражая смысловое, духовное и философское начало изображения.

Архитектурный рисунок - это существенный и определяющий фактор архитектурного творчества, это эмоционально-смысловая визуальная форма мысли, это область становления архитектурного образа, это объемно-пространственная фиксация мысли, это средство «монолога автора или его диалога с критиком, заказчиком» в работе современного архитектора [35, с. 26].

В настоящее время большая часть современных архитекторов-проектировщиков реализует свои идеи с помощью рисунков, набросков, эскизов -это рисунки Сантьяго Калатрава, Норманна Фостера, Eduardo Souto de Moura, Паулу Мендес да Роша, Арата Исодзаки, Рензо Пиано, Massimiliano Fuksas, Tadao Ando и т.д. Большинство специалистов в области теории архитектуры, архитектурного проектирования и архитектурной пропедевтики акцентируют внимание на важности исследования коммуникативной особенности проектного процесса - осознания и совершенствования инструментария архитектурного рисунка как действенного средства повышения качества проектирования, раскрытия и реализации проектного замысла, эффективности обучения в архитектурной школе.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >