ВВЕДЕНИЕ

Одна из важнейших методологических проблем, которая стоит перед исследователем литературы, заключается в поисках тесных связей между социально-историческими и эстетическими факторами, определяющими основное содержание, характер и особенности литературы того или иного периода, в анализе процессов развития литературы в контексте общественного развития, в контексте определенной эпохи.

Ключом к глубокому пониманию истории любой национальной литературы, ее связей с социальной действительностью может служить научный подход к изучению жизненных явлений с учетом диалектического их развития. Поэтому, исследуя социальное явление, необходимо помнить об основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.

За более полвска достигнуты значительные успехи в научном исследовании истории казахской литературы. Написаны десяток крупных исследований, сотни научных статей как на казахском, так и на русском языках. Создана шеститомная история казахской литературы на казахском языке, трехтомная история литературы на русском языке[1].

Проблема историзма в литературе привлекала внимание В.Г. Белинского и других русских критиков и литературоведов. В применении к советской исторической прозе эта проблема разработана в трудах М. Храпченко, Б. Сучкова, В. Оскоцкого и

других[2]. На материале древней русской литературы ее освещает Д. Лихачев.

Проблема историзма в казахской литературе, ряд ее аспектов затронуты в «Истории казахской литературы» и в работах М. Ау-эзова, А. Маргулана, М. Сильченко, Н. Смирновой, X. Жумали-ева, М. Каратаева, 3. Ахметова, А. Дербисалина, Р. Бердибаева, Ш. Сатпаевой, И. Дюсенбаева, М. Базарбаева, Е. Лизуновой, М. Дюсенова, 3. Кабдулова, А. Шарипова, С. Кирабаева, Ш. Еле-укенова, К. Сыдикова, М. Жармухамедова, Б. Кенжебаева, Е. Исмаилова, X. Суюншалиева, М. Магауина, М. Мырзахметова, А. Конратбаева, Ж. Тлепова и других.

В казахской филологии больше обращается внимание на связь фольклора с историей. Проблема историзма в плане ее таких граней как особенности отражения исторических событий и явлений в индивидуальной поэзии и письменной реалистической литературе мало исследована.

Актуальность и выбор темы нашей работы обусловлены важностью данной проблемы для понимания путей исторического развития литературы, а также слабой ее разработанностью в литературоведении республики.

Настоящая работа ставит своей целью выявить исторические основы казахской поэзии XVIII-XIX веков, показать особенности связей творчества большинства крупных произведений акынов и жырау этих столетий с определенными историческими событиями и историческими личностями. Исследование конкретных художественных явлений, анализируемых в работе, основано на закономерностях внутренного развития казахской национальной литературы, которая в этих столетиях вычленялась из фольклора, хотя отчасти сохраняла его элементы, уже приобретала черты и признаки письменной реалистической литературы.

Казахская поэзия этих веков сыграла значительную роль в историко-литературном процессе Казахстана вообще и в создании национальных основ реалистической письменной казахской литературы в частности. Глубокое изучение художественных ценностей, созданных в эти века под углом зрения историзма, позволяет более отчетливо увидеть тесные связи художественного творчества с исторической действительностью, полнее раскрыть своеобразие казахской литературы, ее путь к реализму. Народность, историзм, реализм казахской дореволюционной литературы - взаимосвязанные явления.

В работе предпринята попытка внести некоторую ясность в разработку этих основных отличительных черт казахской литературы - триединой формулы, каждая из которых может изучаться в специальных исследованиях. Сложен и длителен был путь поисков, пройденный представителями казахской литературы к правильному пониманию процессов исторического развития общества, определяемого борьбой социальных сил, за социальную справедливость, против социального и нравственного гнета. Но важно было постоянное стремление к познанию сути социальных явлений, важно то, что поиски не прекращались, историческая точка зрения в произведениях казахских поэтов в определенной степени и уровне присутствовала в изображении современной для них действительности - для них было это настоящее, а для настоящего - прошлое.

Предметом исследования послужили произведения жырау и акынов XVIII и XIX столетия, в которых отражены различные исторические факты и события. В работе привлечены наряду с литературными текстами многочисленные исторические источники, а также архивные, рукописные материалы, ранние публикации произведений поэтов.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды литературоведов, историков о развитии общества, его закономерностях, о материальной и духовной культуре, документы и материалы по вопросам литературы и искусства, а также труды современных исследователей, посвященные проблемам истории литературы народов СНГ.

Настоящая работа являет собой попытку монографического аналитического освещения одного из важных художественных аспектов истории национальной литературы - отражение исторических событий и личностей в казахской поэзии XVIII-XIX веков. Анализ под этим углом зрения разнообразного исторического и литературного материала позволяет углубить, конкретизировать, расширить сложившиесия представления об идейно-художественных достоинствах и особенностях произведений национальной литературы и своеобразии путей ее развития, что имеет важное значение как для понимания самого историко-литературного процесса, так и вопроса о характере художественных традиций, унаследуемых современной казахской литературой.

Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том, что она может представлять определенный интерес для изучающих исторические процессы развития ряда национальных литератур народов нашей страны. Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в работе, могут быть использованы в создании многотомной истории казахской литературы, в лекционных курсах и практических занятиях по истории казахской дореволюционной литературы и литературы народов нашей многонациональной страны.

  • [1] История казахской литературы в 6-ти т. (на каз.яз.) - Алма-Ата: Наука, 1960-1967; История казахской литературы в 3-х т. (на рус.яз.) - Алма-Ата: Наука, 1968-1979. 2 Белинский В.Г. Собр.соч. в 9-ти т., т. 6. - М.: Художественная литература, 1981.
  • [2] Храпчепко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Советский писатель, 1975; Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. - М., 1973; Оскоцкий В.Д. Роман и история. - М.: Художественная литература, 1980 и др. 2 Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. - М.: Наука, 1973. 3 Ауэзов М.О. Мысли разных лет. - Алма-Ата, 1961; Маргулан Э. Ежели жыр, ацыздар. - Алматы: Жазушы, 1985; Сильченко М.С. Творческая биография Абая. - Алма-Ата, 1957; Смирнова Н.С. Казахская поэзия X XVIII вв. // История казахской литературы. В 3-х т., т. 2. - Алма-Ата: Наука, 1979; Жумалиев К. Казак эпосы мен эдебиет тарихыныц мэселелер! - Алматы, 1958; Каратаев М. В семье единой. - Алма-Ата, 1976; Ахметов 3. Современное развитие и традиции казахской литературы. - Алма-Ата: Наука, 1979; Дерб1сэлин О. XV-XVIII гасырлардагы казак эдебиет! // XV-XVIII гасырлардагы казак поэзиясы. - Алматы: Fылым, 1982; Бердибаев Р. К проблеме историзма эпоса. // Советская тюркология, 1986, №2; Сатпаева Ш.К. Казахская литература и Восток. - Алма-Ата: Наука, 1982; Дуйсенбаев Ы. Басырлар сыры. - Алматы: Жазушы, 1970; Базар-баев М. Эстетическое богатство нашей литературы. - Алма-Ата: Жазушы, 1976; Лизунова Е.В. Современный казахский роман. - Алма-Ата, 1964; Дуйсенов М. Об единстве содержания и формы в литературе. - Алма-Ата, 1962; Кабдулов 3. Искуство слова. - Алма-ата, 1976; Шарипов А. Современность и проблемы развития казахской советской литературы. - Алма-ата, 1973; Кирабаев С. Революция и литература. - Алма-ата, 1977; Елеукенов Ш. От фольклора до романа-эпопеи. - Алма-ата, 1987; Сыдиков К. Шалгез Тшенппулы. // Ерте дэу!рдег! казак эдебиет!. - Алматы: Былым, 1983. - 197-245 бб.; Жармухамедов М. Букар Калкаманулы. Жыраулык поэзияиыц даму ерекшел!ктер!. // Ерте дэу!рдег! казак эдебиет!. - Алматы: Былым, 1983. - 56-90, 276-310 бб.; Кенжебаев Б. Казак эдебиет! тарихыныц мэселелер!.-Алматы: Былым, 1973; Исмаилов Е. Акындар. - Алматы, 1956; Суйшшэлиев X. Казак эдебиет!. XVII1-X1X ff. - Алматы: Мек-теп, 1981; Магауин М. Кобыз сарыны. - Алматы, 1968; Мырзахметов М. Мухтар Оуезов жэие абайтану проблемалары. - Алматы, 1982; К°ныратбаев О. Казак эпосы жэне туркология. - Алматы, 1987. Тшепов Ж. Тарих жэне эдебиет (XIV -XX гасыр басындагы казак эдебиетшш тарихилыгы. - Алматы, 2001,2013).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >