ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Информационные технологии и их использование в образовательной деятельности музея

Во второй половине XX в. для посетителей создавались локальные справочные и информационные компьютерные системы, которые размещались в информационной зоне или в залах музея. Посетитель мог изучить план расположения залов, познакомиться с шедеврами музейной коллекции.

Информационные технологии широко применяются при проектировании музейных экспозиций и выставок. Благодаря этому посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр. Они делают доступным все многообразие мировой художественной культуры и создают новые условия для творческого развития личности.

Сегодня в обиход музейной аудитории прочно вошли такие понятия, как электронная экспозиция, виртуальная выставка, виртуальный музей. Современное поколение практически неспособно воспринимать и осваивать информацию в виде письменного и печатного текста, оно предпочитает получать информацию, представленную виртуально. Информационные технологии позволяют привлечь эту категорию публики в музей, через «виртуальные экспозиции» вызвать интерес к изучению истории своей страны, мировой истории, мирового культурного наследия.

Электронная экспозиция - размещенная в стационарной музейной экспозиции система терминалов, особым образом интерпретирующая информацию из учетно-хранительской базы. Электронная экспозиция -не просто интерфейс, дающий посетителю доступ к электронному каталогу. Она имеет собственный сценарий, а кроме того, ряд материалов, как и в других электронных изданиях, готовится специально для данной публикации: тексты, изображения, аудио и видеоклипы, специализированные мультимедиа-программы для посетителей. Экспозиции такого рода по-разному соотносятся с реальными музейными экспозициями, в которых размещаются. Они могут: 1) пояснять материалы экспозиции и облегчать посетителю ориентацию в ней; 2) дополнять основную экспозицию; 3) привносить в нее элементы игры и развлечения.

В последнее время в музейной практике становится все более распространенным применение технологий компьютерного 3D-моделирования. Они позволяют реконструировать частично утраченные объекты культурного и исторического наследия: скульптуры, барельефы, предметы, найденные при археологических раскопках древних городов; «восстанавливать» первоначальный облик зданий, сооружений, интерьеров. Сегодня появляется возможность создания трехмерных моделей объектов на экранах смартфонов, планшетных компьютеров, организуется интерактивная среда внутри музейного пространства при помощи дополненной реальности и беспроводных сетей. Получившая широкое распространение несколько лет назад технология применения QR-кодов дает возможность создания интерактивной среды внутри музейной экспозиции, расширения доступа к информации об экспонате.

В отличие от появившихся относительно недавно электронных экспозиций и ЗО-моделей, некоторую историю имеет изготовление электронных изданий на CD-ROM. Разработка различных мультимедиаприложений (путеводителей по городам, музеям, разного рода справочников) начинается еще в первой половине 1990-х гг. Однако к концу 1998 г. выпуск CD-ROM по искусству и культуре в нашей стране практически прекратился, главной причиной чему стало развитие Интернета. Уже в это время количество и разнообразие веб-ресурсов становится настолько велико, что с лихвой покрывает технические недостатки сайтов по сравнению с электронными изданиями на CD-ROM. Экономический кризис сделал наглядными преимущества более дешевого сетевого способа хранения и передачи информации. С этого времени CD-ROM перестают быть модной технической новинкой и занимают свою нишу рядом с альбомами и разного рода музейными презентационными изданиями.

Мультимедиа-технологии все чаще встречающееся в современной музейной практике явление. Они позволяют: 1) лучше ориентироваться посетителю в пространстве музея (разного рода схемы залов); 2) грамотно интерпретировать экспозиционные материалы (аудиогиды, электронные этикетки); 3) предъявлять посетителю предметов, по различным причинам не включенных в экспозицию; 4) демонстрировать медийные экспонаты; 5) демонстрировать объекты нематериального наследия в сочетании с их вещественной или «живой» составляющей (например, музыкальный инструмент и его звучание, чучело птицы и запись ее пения); 6) демонстрировать действия технических объектов или процессов (например, действие доменной печи и пр.); 7) показывать объекты видеоарта; 8) вовлекать посетителя в игру, активное участие в выставке (игровое моделирование, эвристическая деятельность).

При всем разнообразии способов применения современных средств отображения информации в музейном деле, они используются либо как вспомогательные средства, облегчающие работу по учету и хранению, либо как поясняющие представленное собственно в музейной экспозиции или дополняющие ее. Применение в музее различного рода программ, в которых задействованы информационные технологии, активизирует процессы восприятия и понимания у посетителей музея и облегчает изучение музейных ценностей в широком историко-художественном и гуманитарном контексте.

Рис. 37

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >