Моделирование взаимодействия музея и школы

Понимание образовательной специфики музея и школы закладывает фундамент их успешного сотрудничества, внутренняя структура которого определяется двумя взаимодействующими блоками.

1. Школа в пространстве музея. Данный блок включает в себя образовательные мероприятия (экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции), на которых учащиеся постигают смыслы культуры и искусства на музейной экспозиции по плану, заданному музеем с учетом тематики школьного образования, или в ходе занятий, строящихся на базе собственно музейных образовательных методик.

Преподавание традиционных и новых школьных курсов по изобразительному искусству все в большей мере опирается на музейные экспозиции. При этом очевидно качественное изменение отношения к музейной экспозиции со стороны учителей. Если раньше ее воспринимали почти исключительно как иллюстрацию к положениям школьного курса, то в настоящее время осознаются специфические возможности музейной экспозиции, благодаря которым не только расширяются и углубляются представления о предмете изучения, но также развиваются визуальное мышление, способности образного восприятия, эмоциональная культура, ценностные ориентации учащихся.

Изменяется статус школьных занятий, проводящихся непосредственно в музее. Помимо своего основного назначения, заключающегося в приобщении к культуре, они служат повышению престижа образовательной системы школы, заинтересованности родителей и учеников в обучении в данной школе.

Уже с конца 1980-х гг. музейные занятия стали включаться в учебные планы многих отечественных школ, в особенности тех, в которых проводилась экспериментальная работа в области гуманитарно-художественного образования (ведение по авторским учебным программам занятий по изобразительному искусству, литературе, развитию речи, истории и т. д. вместо предусмотренных общим планированием уроков труда). Из формы организованного досуга они превращаются в элемент обязательного школьного ученического тру да, и к ним начинают предъявляться соответствующие требования со стороны школьных работников.

В этих условиях определяющую роль играет предлагаемый музеем широкий репертуар форм и тем взаимодействия со школой. Назовем в качестве примера специальные курсы по изучению истории отечественного искусства, музейные практики и т. д. Разнообразие программ и форм работы открывает перед учителем и школой возможность для выбора, учитывающего их конкретные педагогические интересы.

Важным новшеством в этой сфере стало осуществление проектов, согласно которым преобразование или создание специальной музейной среды диктуется именно педагогическими идеями и задачами. Это направление работы, выросшее из практики дидактических выставок, принципиально изменяет соотношение между собирательской, хранительской, реставрационной и образовательной деятельностью музея, когда образовательный компонент играет доминирующую роль. В музейной среде такого рода возможно эмоционально-действенное освоение учащимися тем и тематических блоков школьных учебных курсов; активизация, закрепление и обогащение в процессе игрового моделирования культурно-исторических ситуаций тех представлений, которые были восприняты учащимися на школьных уроках.

2. Музейная педагогика в школе. Данный блок включает в себя лекционную работу в школе, а также отдельные опыты ведения музейными сотрудниками факультативных учебных курсов, отражающих специфику конкретного музея. В прежние времена сложился своеобразный тип музейной лекции, которая, подобно любой лекции, рассчитана на усвоение академических знаний и общей историко-культурной информации, одновременно - в явном или неявном виде - подготавливающей публику к посещению экспозиции и к ее восприятию. Будучи музейными именно благодаря принципам отбора и подачи материала, такие лекции в равной мере предназначались для лекционных аудиторий в самом музее и вне его, для всех групп слушателей и адаптировались применительно к их социопро-фессиональным и возрастным особенностям.

Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации образования, готовность педагогов к экспериментальной, инновационной работе в школе и понимание образовательной деятельности музея как части общепедагогического процесса позволили музею и школе перейти к интенсивному сотрудничеству в рамках данного блока. Примером этого может служить взаимодействие Русского музея с гимназией при Русском музее (с 1989 г.), а также с другими образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России.

В практике работы с гимназией при ГРМ музей впервые выступил в качестве учредителя общеобразовательной школы. Была поставлена задача целостного преобразования учебно-воспитательной системы конкретного учебного заведения на основе сочетания достижений школьной, дошкольной и музейной педагогики. В настоящее время ее образовательная концепция и программа строится с учетом многолетнего опыта музейно-школьного сотрудничества. В учебном плане гимназии сочетаются обязательные предметы и предметы по выбору, обеспечивающие право учащихся на личные приоритеты в образовании.

В образовательном процессе используются три формы работы с учащимися: занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия.

Важным и необходимым этапом углубленного взаимодействия музея и школы является создание единой программы образования, ориентированной на общегуманитарное развитие учащихся, в которой намечены тематико-понятийная координация и взаимодействие соответствующих учебных курсов и внеурочной деятельности. Работая над созданием программы и учебных пособий, музейные педагоги осваивают виды научной деятельности, традиционно относимые к академической, институтской науке, а успешная интеграция музея и школы помогает укреплению взаимопонимания между школьной и музейной педагогико в методических и дидактических вопросах.

Рис. 36

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >