Формы образовательной работы в музее

Музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека (школа - для ребенка, работа - для взрослого). Следовательно, задача музея - привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях и т. д. Выработка этих форм - главная задача такого направления музейной работы, как культурнообразовательная и рекреационная деятельность.

С XVIII в. просветительная миссия музеевбыла их основной прерогативой. Но на каждом историческом этапе выполнение этой миссии происходило в соответствии с особенностями и потребностями обществаи государства. Работа музея с посетителями в советское время называлась научно-просветительной, теперь музеи используют термин культурно-образовательная деятельность.

Понятие культурно-образовательная деятельность получило распространение в отечественном музееведении с начала 1990-х гг., и его активное использование было вызвано появлением новых подходов в работе с музейными посетителями.

В последние десятилетия минувшего столетия содержательная сторонакультурно-образовательной деятельности российских музеев претерпела серьезные изменения в концептуальном плане. Согласно новым представлениям, задачи музея не должны сводиться к передаче суммы знаний о явлениях, процессах музейных предметов. Обращение к внутреннему миру музейного посетителя через воздействие на его чувственно-эмоциональную сферу, погружение его в историческую среду стало приоритетом новой концепции культурнообразовательной деятельности музеев.

На сегодняшний день имеются вполне сложившиеся традиции, хотя идет поиск и новых форм. Основная форма культурнообразовательной и рекреационной работы музеев - подготовка и проведение экскурсий.

Экскурсия (музейная) (от латинского excursio - поездка) - форма музейной работы, основанная на коллективном осмотре объектов му зейного показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста - экскурсовода. Участники экскурсии, посетители называются экскурсантами. Экскурсии как форма работы применяются не только в музейном деле, но и в других сферах деятельности. Музейная экскурсия привязана к специально организованному пространству - к музейным помещениям и территории.

Экскурсии как форма образовательной и воспитательной работы появились в России в конце XVIII в. под влиянием идей Я. А. Комен-ского. Отдельные элементы экскурсии присутствовали в работе музеев изначально: объяснения, даваемые хранителями посетителям музеев, можно считать своеобразными предшественниками современных экскурсий. В России формирование экскурсионной работы как особого направления музейной деятельности относится к 1870-м гг. К концу XIX в. с формированием музейной педагогики появляются экскурсии, рассчитанные на разные возрастные, социальные, профессиональные категории.

В экскурсии сочетается показ предметов с рассказом о них. Зрительные впечатления формируются за счет возможности осмотреть предмет с разных точек зрения, с различных расстояний, в процессе перемещения по музейному помещению. Рассказ экскурсовода включает увиденные предметы в более широкий информационный контекст, передаваемый вербально. В свою очередь, вербальная информация усиливается за счет формирования особого предметного образа (музейный образ) тех феноменов, которым посвящена экскурсия. Усилению воздействия материалов экспозиции способствует и коллективный характер экскурсии, порождающий общность переживаний, дающий возможность обменяться мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсии все чаще рассматривают как особый вид коммуникации (появилось даже понятие музейная коммуникация), предмет которого - ценности истории, культуры, природы, имеющие значимость для всех участников экскурсии - экскурсантов и экскурсовода.

К базовым формам культурно-образовательной работы относят кроме экскурсии лекцию, консультацию, научные чтения (конференции, сессии, заседания и т. п.), клуб (студия, кружок и т. п.).

Одна из традиционных форм массовой работы музеев наряду с экскурсией-лекция. Лекции могут объединяться в циклы - лектории. Организация лекториев в отечественных музеях предпринимается уже во 2-й половине XIX в. Первоначально для чтения лекций приглашались ведущие специалисты в какой-либо научной области. Сейчас чаще всего лекции читают научные сотрудники соответствующих отделов музея. Особенность музейной лекции - тесная ее связь с музейными коллекциями. Даже если не демонстрируются сами предметы, то чтение лекции обязательно иллюстрируется показом копий, дубликатов, фотографий, слайдов и т. д. Современные технические средства позволяют придать музейной лекции совершенно другой вид, чем это было еще несколько десятилетий назад. Примером может служить работа научно-исследовательского и учебно-просветительского центра Музея-заповедника «Московский кремль». Центр располагает двумя компьютерными классами на 5 и 6 мест, а также залом для публичных заседаний на 30-35 человек с 2 компьютерами, компьютерным проектором и экраном.

Традиционная форма работы - консультация. Роль консультанта сродни роли экскурсовода, но работа ведется не с массовым, а с индивидуальным посетителем (или очень узкой группой, объединенной общим интересом, который и способствовал обращению за консультацией). К сожалению, для отечественных музеев (в отличие от зарубежных) наличие консультантов в штате музея не слишком привычная практика. Гораздо чаще консультации оказываются в рамках кружковой, клубной работы музеев. Индивидуальный посетитель часто оказывается «брошенным... В настоящее время музеи уделяют больше внимания организации консультаций. Огромную роль играет появление новых технических средств, а следовательно, и форм оказания консультационных услуг, прежде всего компьютерных справочников, каталогов, информационных систем, открывающих новые возможности и для музеев, и для посетителей.

Первоначально в рамках краеведческой работы музеев вырабатывались такие формы работы, как кружок, студия, клуб и т. п. Все это формы массовой работы, призванные объединить единомышленников. Принципиальное отличие между ними зависит от способа ор ганизации объединения. Тематика кружков, студий задается самим музеем исходя из его представлений о направлениях массовой просветительской работы и корректируется в зависимости от проявленного интереса к их работе или отсутствия такового. Клуб - самоорганизующийся организм. Студии, кружки, клубы возможны и вне музеев. В рамках музеев специфика их деятельности состоит в активном участии музейных специалистов. Кружки, студии, как правило, возглавляет работник музея, выступающий в роли педагога, консультанта, методического руководителя. Что касается клубов, то они имеют советы (или иные руководящие органы), в которые включаются музейные специалисты. Музейный специалист выступает в работе клуба как профессиональный консультант и в проведении каких-то исследований, и в подготовке выставок, и собственно как научный консультант. Кроме того, клубы получают помещения в музее. Каких-то возрастных ограничений для организации клубов или кружков нет (только с большой натяжкой можно отнести студию и кружок к «детским» формам работы, а клуб - ко «взрослым»).

Достаточно часто родственные кружки и клубы объединяются в музейные центры, как, например, музейный экологический центр ПГОМ имени В. К. Арсеньева. В рамках центров проводятся конкурсы, викторины, олимпиады. Они способствуют знакомству участников с музейными коллекциями и закреплению теоретических знаний через освоение музейных экспозиций.

Популярной формой музейной культурно-образовательной работы с детской аудиторией стали ролевые игры. Примером могут служить игры по программам «Экологическое краеведение», «Медиум-мост» Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина, занятия в школе «Юного археолога» и культурно -образовательные программы «Музей - младшим школьникам» Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова.

На Параде музеев 2002 г. в Приморском государственном объединенном музее им. В. К. Арсеньева об интересном опыте применения игр в работе с детской аудиторией рассказывали работники Музея истории г. Арсеньева. В музее создали программу-игру изучения народного костюма через изготовление новоделов: аналогов кре стьянских костюмов конца XIX - начала XX в. Дети учатся изготавливать небольшие изделия с применением техники народных промыслов, им разрешают примерить изготовленные музейными работниками новоделы, под руководством музейных работников они разыгрывают ролевые спектакли: деревенскую свадьбу, посиделки, масленицу и др.

Изменение в понимании функций музея в обществе, характерное для XX в., особенно второй его половины, заставляет музеи искать новые, нетрадиционные формы работы с посетителем. Самое «раздражающее» в классической концепции взаимоотношений с посетителем, с точки зрения многих специалистов по музеологии, это позиция «учителя жизни», которую музей занимал в европейской культуре с момента своего появления в период Возрождения. Современный человек чаще всего обладает достаточным образовательным уровнем, сформированным школой, есть возможности приобщиться к информации гораздо более легкими способами, не требующими физического перемещения в пространстве (кино, Интернет и т. д.). В таких условиях для формирования «музейной потребности» музею приходится переносить основную нагрузку в своей работе с посетителем с образования и обучения на развлечение и организацию досуга.

Одна из самых популярных форм работы с посетителем -мастер-класс. Как форма связи с общественностью (PR-работы) мастер-класс зародился вне музея и был частью рекламных кампаний фирм-производителей, в основном технических и т. п. товаров для дома. Впоследствии эта форма из-за успешности воздействия на зрителя оказалась востребована и другими общественными структурами, заинтересованными в пропаганде своей деятельности

В последние годы дальневосточные музеи активно используют мастер-класс как форму работы. В рамках Владивостокских биеннале визуальных искусств Приморский государственный музей имени В. К. Арсеньева организует мастер-классы с демонстрацией традиционных обрядов, песенной и танцевальной культуры коренных народов Дальнего Востока, мастер-классы по икебане как традиционному японскому искусству и т. д.

Задачу развлечения посетителя (как взрослого, так и детского) успешно решает музейный праздник. Как правило, праздник объединяет несколько форм музейной работы: показ экспозиций, театрализованные представления с элементами ролевых игр, конкурсами и викторинами, мастер-классами. Музейные праздники могут устраиваться в форме презентаций - мероприятий, призванных выгодно представить и раскрыть суть некого продукта (таким продуктом могут выступать музейные и научные издания и т. д.). Например, для представления научного сборника О. В. и И. В. Семеновых «Традиционная свадьба» в 1999 г. была устроена презентация с участием фольклорного ансамбля «Традиция», представившего свою программу «Ах эта свадьба...»

Интегральные формы культурно-образовательной работы получают все большее распространение в современной музейной практике. Выбирая предпочтительные формы работы, музей должен учитывать интересы своей аудитории (реальной и потенциальной), изучать эти интересы и потребности, обеспечивая обратную связь музей - посетитель.

Рис. 33

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >