Принципы музейной педагогики

Термин музейная педагогика пришел из Германии, где он появился на рубеже XIX - XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно -воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейнообразовательной деятельности отводилось учителю, воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.

Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация. Однако на сегодняшний день существует несколько подходов к этому новому педагогическому направлению. Одни утверждают, что музейная педагогика - это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс, организуемый в условиях музейной среды. Другие усматривают в данном понятии неоправданное сужение возможностей музейно-педагогической деятельности и отводят ему иную роль в образовательно-воспитательном процессе. Под музейной педагогикой в этом случае понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейнопедагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве - детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т. д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Иными словами, речь идет об «омузеивании» образования или об «образовании культурой».

Музейной педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического восприятия отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

На предваряющих музейное посещение занятиях педагог должен пояснить своим воспитанникам смысл феномена музея, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия (время, культура, музей, памятник, реликвия и т. д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

Музейная педагогика исходит из опыта русских, советских и зарубежных педагогов и психологов, считавших, что в основе воспитания должна быть личная деятельность ребенка, общение с подлинными предметами и вещами. В этом процессе задействованы ум, сердце и руки ребенка.

Уникален опыт психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога М. Монтессори свидетельствует: основа обучения и воспитания детей - сенсорное воспитание. Под воспитанием органов чувств М. Монтессори понимала умение различать цвет, форму и различные качества предметов, утончение чувств, развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для музейной педагогики предлагаемое М. Монтессори широкое использование чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. Музейная педагогика призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор.

Изучив эти и другие исследования, отечественные специалисты в области музейного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложной психолого-педагогической задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научить, ценности необходимо пережить».

Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т. п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например, в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моем доме», «Культуры, которые живут в моем доме».

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами и т. д.

Основные принципы музейной педагогики

Рис. 31. Основные принципы музейной педагогики

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >