Психолого-педагогические основы работы музея со студенческой аудиторией

Для студенческого возраста в известной мере характерна зависимость от более раннего, школьного этапа развития. Учитывая неоднородность физического и социального развития юношеского периода, определяемую биологическими и психическими особенностями, а также некоторую неопределенность критериев социальной зрелости, его возрастные границы не являются четко очерченными. Студенчество - сложная по своему составу социальная группа, объединенная совместной учебой, обладающая общностью быта, психологии, системы ценностей, которой присущ переходный характер от школьного периода жизни к взрослой, связанной с профессиональной деятельностью.

Стремясь глубже разобраться в окружающей действительности, студенты на многие вопросы бытия ищут ответа в искусстве, пытаясь через его образы осмыслить реальность. В экскурсии, ориентированной на студенческую аудиторию, должны учитываться три аспекта предлагаемого материала: познавательный (развитие интеллекта), чувственный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в единстве его содержания и формы) и аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворческого отношения к памятнику). Их соотношение меняется в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей группы. В работе со студенческой молодежью в художественном музее следует помнить, что этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, овладения комплексом социальных функций взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых».

Так как в условиях обучения в вузе особое значение приобретает система получения знаний, важна ее роль и в музее. Образовательная деятельность художественного музея позволяет студентам расширить кругозор, способствует обогащению общей эрудиции, дает определенные знания в области истории искусства и навыки художественного анализа произведений. Студенты чаще всего ориентированы на тематические экскурсии, представляющие изобразительное искусство или творчество конкретного мастера на широком историко-культурном фоне, что отвечает потребностям этой группы зрителей в получении знаний в систематизированном виде.

В подготовке экскурсий для студенческой аудитории необходимо, учитывая уровень интеллектуальной и художественной подготовки группы, создать атмосферу совместной творческой работы, которая требует взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяет и углубляет круг знаний и эстетических представлений. Следует особо подчеркнуть, что экскурсионное занятие дает студенту возможность:

соприкоснуться с подлинником,

освоить приемы художественного анализа на примере конкретных памятников,

понять художественно-образную систему произведения изобразительного искусства.

Рис. 29

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >