Психолого-педагогические основы работы музея с дошкольниками

Дошкольники являются самыми маленькими посетителями художественного музея. В возрасте от 3 до 6 лет складываются начала личности и во многом определяется характер ее дальнейшего формирования. Поэтому необходимо особое внимание к методическим аспектам музейно-педагогической работы с маленькими детьми.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, содержание и характер которой постепенно меняются. Так, если у малыша в возрасте 1-3 лет игра имеет характер простого манипулирования предметами, то в 5-летнем возрасте она приобретает сюжетно-ролевую форму, способствующую процессу социализации ребенка. Подражая взрослым, он воспроизводит в игре знакомые ему жизненные ситуации и тем самым приобретает опыт деятельности в них в доступной ему форме. Важно помнить о том, что в процессе игры активизируются психические качества, необходимые для художественного развития ребенка: творческое воображение, фантазия, а также способность через мимику, пластику и речевую интонацию выразить характер ролевого образа. Сюжетно-ролевая игра способствует формированию коммуникативных навыков, приобретению опыта взаимоотношений с другими людьми. Немаловажное значение имеет и тот факт, что специфика художественного развития детей-дошкольников заключается в их большей ориентированности на собственное изобразительное творчество, чем на восприятие искусства. Значительную часть времени ребенок проводит в занятиях лепкой, рисованием, элементарным конструированием, что развивает его мышление, творческое воображение, сенсорные способности. Изобразительная деятельность становится одним из эффективных путей освоения ребенком окружающего мира и подготавливает к реальному взаимодействию с ним в будущем.

Рисунки детей-дошкольников отличаются яркой образностью, декоративностью и силой цвета, выразительностью линии, силуэта, композиционной цельностью. По своей стилистике (выразительность контура, цветового пятна) они близки архаическим формам искусства. Очевидно, что и детское восприятие художественных произведений на экспозиции во многом соответствует этим особенностям изобразительного творчества.

На экспозиции народного искусства ребенка привлекает процесс узнавания знакомых предметов быта. Его радует их необычная форма, яркий цвет, образно-пластическое решение предметов, а также наличие в них украшений в виде орнаментальной росписи, рельефа или изобразительной детали.

Дошкольники 5-6 лет уже способны эмоционально переживать события и образы, запечатленные в произведениях искусства,- разумеется, в пределах их собственного, еще небольшого жизненного опыта.

В рисунках детей этой возрастной группы усложнены и разнообразны тематика и сюжеты, становится все более заметной личностная и эмоциональная оценка изображенного события или персонажа. На экспозиции музея их начинают интересовать произведения с развернутым сюжетом и действием, поступки персонажей подвергаются эмоционально-нравственной оценке: «плохой», «хороший», «злой», «добрый», «смелый», «трусливый», «честный», «лживый» и т. п. Дети активно реагируют на цветовое решение картины. Цвет они часто воспринимают как средство эмоционально-оценочной характеристики изображенного сюжета или персонажей картины.

Названные особенности восприятия и художественного творчества у детей дошкольного возраста определяют ряд методических принципов работы с ними в художественном музее.

  • 1. Посещения музея должны быть не чаще 3-4 раз в год с продолжительностью пребывания 45-50 минут каждое. Следует помнить, что основным видом деятельности дошкольника являются игра и собственное изобразительное творчество, в процессе которых ребенок этого возраста познает мир.
  • 2. Эффективность занятия зависит как от психологического контроля педагога за группой, так и от условий работы на экспозиции музея. Шум в зале, движение и разговоры посетителей, речь экскурсовода другой группы и т. п., что рассеивает внимание, приводит к быстрой утомляемости детей и значительно снижает качество усвоения материала занятия.
  • 3. Большое значение имеют тематика и специфика зрительного ряда занятий на экспозиции. Их темы должны определяться кругом жизненных интересов детей и соответствовать уровню понимания воспринимаемого материала. Это могут быть темы, связанные с отражением в искусстве жизни природы («Пейзаж»), чувств и характера человека («Портрет»), событий окружающей жизни (на доступном для детей уровне), красоты и разнообразия предметного мира («Натюрморт»). Зрительный ряд музейной экскурсии с дошкольниками нужно строить по принципу контраста (чередование различных видов, жанров, стилей, индивидуальных художественных манер и т. д.). Значительно облегчает восприятие и снижает утомляемость детей использование метода сравнения.
  • 4. Методика экскурсионных занятий с дошкольниками ориентирована на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы ребенка и в качестве попутной цели предполагает сообщение детям знаний об искусстве в доступном для них виде и объеме.

Рис. 26

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >