Педагогика профессионального музея

Естественно-научные музеи, которые, в отличие от художественно-промышленных, ставили перед собой скорее просветительские, нежели образовательные задачи, стали активно развиваться в конце XIX в. Так, директор лондонского Музея естествознания Г. Флауэр видел роль куратора в музее в привлечении «всех, кто желает получить знания в объеме, соответствующем устремлениям многих культурных людей, не намеренных, однако, становиться специалистами или экспертами в данной области».

Интерес к природе, науке, народной культуре и истории выразился в открытии зоопарков, музеев политехнического, этнографического и исторического профилей.

В 1873 г. в Швеции открылся Северный музей под открытым небом, впоследствии названный «Скансен». Демонстрируя в естественном окружении быт человека, музей поставил перед собой задачу изучения и пропаганды этнографического материала. Этому же была посвящена и деятельность музея этнографии в парижском дворце Трокадеро (1878), начавшего собирательскую и просветительскую деятельность с составления коллекций французских предметов быта, а затем перешедшего к собиранию этнографических свидетельств о повседневной жизни других, преимущественно африканских народов.

В числе первых исторических музеев Европы следует назвать Исторический музей в Москве. Основанный в 1872 г. по инициативе историка И. Е. Забелина и археолога А. С. Уварова, он собирал реликвии истории и культуры России, преследуя цель развития исторической науки и просветительства. Однако собственно образовательную деятельность вели художественные и технические музеи.

История технических музеев берет свое начало от открытого в 1799 г. в Париже Национального музея техники, занимавшегося коллекционированием моделей, машин и научных инструментов. Постепенно здесь были собраны лучшие в мире коллекции часов, первых фотоаппаратов и т. д. Однако по мере накопления экспонатов, демонстрировавших историю техники, музей оказался вне тех учебных задач, на которые был ориентирован в период своего создания.

В отличие от парижского, лондонский Музей науки (1876 г.), экспонируя в процессе своего развития все большее количество действующих моделей, схем и описаний разного рода механизмов, не изменял своей изначальной ориентации на учебный процесс.

С целью демонстрации достижений естественных наук и техники в 1872 г. в Москве впервые распахнул двери для посетителей Музей прикладных знаний - Политехнический музей. Инициаторами его создания стали ученые - члены Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Неуклонное развитие музея в своей деятельности позволило ему стать «домом, трибуной и лабораторией передовой научной и технической мысли, а с другой стороны - блестящей просветительской аудиторией».

Наиболее успешно теория и методика образовательной деятельности музеев развивалась в Германии. Именно здесь в 1903 г. был создан подлинный эталон музея естественно-научного профиля -Немецкий музей шедевров естествознания и техники в Мюнхене, который появился в результате проводившихся систематически с 1882 г. в этом городе технических выставок; в его создании приняли участие крупнейшие германские промышленные корпорации того времени.

Демонстрируя выдающиеся достижения в области науки и техники, музей призван был показать, как прогресс повлиял на характер и качество жизни людей. С этой целью в его экспозиции с помощью действующих моделей и предметов, работавших в интерактивном режиме, демонстрировались разные ремесла и технические средства от истоков их существования. Принцип наглядности в этом музее был возведен в абсолют. Здесь же организовывались экскурсии и читались лекции, а каждый школьник города старше 10 лет должен быть хотя бы раз в год с учителем или родителями побывать в музее. Благодаря основанному вместе с музеем специальному благотворительному фонду, 250 рабочих, студентов, старшеклассников со всей Германии имели возможность приехать в Мюнхен и в течение пяти дней изучать коллекции музея.

Год создания Немецкого музея шедевров естествознания и техники в Мюнхене стал памятным для музейного дела не только Германии, но и всей Европы. В 1903 г. в Мангейме состоялась конференция под названием «Музеи как образовательные и воспитательные учреждения», ставшая торжеством идей талантливого музейного деятеля и педагога А. Лихтварка, который, возглавив конференцию, провозгласил важность образовательной функции музея. По его мнению, музей, наряду с университетами и академиями, должен оказывать влияние на воспитание всех социальных групп. Этот вывод был сделан А. Лихтварком на основе широкого анализа деятельности немецких музеев.

Конференция оказала большое влияние на дальнейшее развитие музейной образовательной деятельности. Впервые в музейной практике на ней был определен педагогический потенциал музеев и его возможности в применении наглядно-предметной формы обучения. В рамках общенационального форума, каковым была конференция, был сформулирован и общественный заказ музею - стать активным инструментом воспитания и образования.

По решению конференции, в 1905 г. начинает издаваться первый в Европе профессиональный музееведческий журнал «Музеум-скунде», публиковавший статьи, посвященные вопросам взаимодействия музея и народного образования как в Германии, так и в США. Главный пафос этих публикаций заключался в утверждении способности музея хранить художественные ценности прошлого и участвовать в создании новых.

Педагогика професс

ионального музея

Открытие зоопарков, музеев политехнического, этнографического и исторического профилей - как интерес к природе, науке, народной культуре и истории

Журнал «Музеумскунде» (1905 г.) -вопросы взаимодействия музея и народного образования

1799 г.-Франция, Париж; Национальный музей техники. Коллекционирование моделей, машин и научных инструментов

1872 г. - Россия, Москва; Исторический музей. Развитие исторической науки и просветительства

1878 г. - Франция, Париж; дворец Трока-деро. Собирание этнографических свидетельств о повседневной жизни преимущественно африканских народов

1983 г.-Швеция; Северный музей - музей под открытым небом. Изучение и пропаганда этнографического материала

1903 г. - Германия, Мюнхен; Немецкий музей шедевров естествознания и техники. Влияние прогресса на характер и качество жизни людей.

Принцип наглядности

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >