Теоретические основы художественного восприятия (по Л. С. Выготскому)

Художественное восприятие - способность, лежащая в основе любого художественного творчества дающая возможность входить в мир художественной культуры, способность и позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Максимального развития художественное восприятие достигает в период профессиональной творческой деятельности человека.

В современной психологии художественное восприятие раскрывается как высшая форма восприятия, как способность, появляющаяся в результате развития общей способности к восприятию (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и др.).

Обратимся к достаточно широко известной книге Л. С. Выготского «Психология искусства», в которой ученый делает вывод о том, что психология восприятия произведения искусства играет подчиненную роль по отношению к проблемам воображения и чувства. В центре исследования Л. Выготского - выявление художественных структур, функционально обусловливающих психофизиологический катарсис художественного чувства. Остановимся на выведенном им фундаментальном положений о том, что, поскольку всякий текст (а произведение искусства является таким текстом) имеет материальную (то, что художник находит готовым) и идеальную (мир художественных образов) стороны, то и в акте восприятия соответственно формируются две установки. Как показывает практика, при реализации установки на восприятие материальной стороны определяющей оказывается репродуктивно-воображающая деятельность зрителя, воссоздающая мир художественных образов. Тем самым, строя на материале своей психики художественный образ, зритель включается в процесс сотворчества, который зависит от обилия и разнообразия личностных подходов к искусству и его оценкам.

Таким образом, художественное восприятие - это комплексная деятельность сознания, сочетание художественного чувства, воображения, мышления, представлений. Важнейшим, доминирующим элементом художественного восприятия являются эмоции и чувства, возникающие у человека в процессе художественного восприятия, которые протекают на совершенно реальной основе, но глубоко отличаются от «обыденных» эмоций. Выготский называет их «умными эмоциями».

Л. С. Выготским активно разрабатывалась идея «поступенно-сти» художественного восприятия. Исходя из этой идеи, художественное восприятие можно представить как диалогический процесс, имеющий четыре основных этапа. Каждый из этапов, начиная со второго, характеризуется изменением содержания диалога.

  • 1. Этап эмоционально - непосредственного восприятия. Итог первого этапа - целостный образ переживания. Основные характеристики этого образа: эмоциональная напряженность, богатство ассоциативных связей, новое отношение к явлению (еще не осознанное, но отчасти пережитое).
  • 2. Этап диалога «Я - Я другой». Итог второго этапа - образ воздействия: образ, осмысленный в своей неповторимости, исключительности и противоречивости переживания.
  • 3. Этап диалога «Я - Автор». Итог данного этапа - становление в сознании зрителя художественного образа: образа воздействия, нашедшего свое языковое выражение; образа, осмысленного как авторское видение мира.
  • 4. Этап диалогов «Я - Культура», «Автор - Культура» и завершение диалога «Я - Автор». На данном этапе осуществляется соотнесение нового осмысления мира с нормами, существующими в культуре. В процессе этого соотнесения определяется ценность и новизна авторской модели, ее место в культуре.

В результате осмысления авторской позиции осознается и уточняется собственное видение мира. Итог четвертого этапа - рождение нового образа мира, требующего своего воплощения.

Анализ процесса художественного восприятия позволил сформулировать рабочее определение данного феномена. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании личности эмоционально окрашенного, ассоциативно-многогранного, ритмически упорядоченного, духовно-осмысленного, опредмеченного в материале языка искусства образа мира в процессе сложного многоуровневого диалога с собой, автором произведения искусства, с культурой.

Данный тип восприятия по своему определению предельно близок к эстетическому восприятию. Его главное отличие - направленность на воплощение рождаемого образа в материале искусства.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >