Предмет и задачи музейной педагогики

Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Ее предметом является культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, целью - изучение музейно-педагогического процесса как системноорганизованного и четко направленного взаимодействия музейного педагога и учащегося, ориентирование на формирование в условиях среды творчески развитой личности. Задачи музейной педагогики можно разделить на две области: изучение теории и методологии культурно-образовательной деятельности в музее и практические разработки средств интеграции школьных предметов естественно-научного и гуманитарного профиля в музейную среду.

Основные направления музейной педагогики:

  • - создание и внедрение в практическую деятельность новых музейно- педагогических технологий, ориентированных на отдельные категории музейной аудитории;
  • - разработка образовательной концепции музея;
  • - изучение музейной аудитории;
  • - взаимодействие с организациями и учреждениями;
  • - включение нематериального наследия в культурнообразовательные аспекты музейной коммуникации;
  • - разработка программ и проектов для отдельных категорий музейных посещений.

Рис. 21

Педагогика художественного музея

Б. А. Столяров выделяет познавательный, гуманитарномеждисциплинарный, социальный и творческий аспекты образовательной деятельности художественного музея, которые реализуются в нескольких исторически сложившихся направлениях.

1. Эстетическое (развитие художественного восприятия и творческих начал).

Специфические музейные аспекты изучения:

  • - взаимосвязь восприятия музейных ценностей и творчества на разных этапах детства и юношества;
  • - освоение кодов, архетипов и стереотипов культуры в процессе детского творчества;
  • - определение места детского творчества в истории культуры и искусства.

Исследование проблем детского творчества в музее дает возможность привлечь к сотрудничеству школьных учителей изобразительного искусства, мировой художественной культуры, истории искусства, других гуманитарных направлений.Важное место в этом процессе имеют конкурсные, выставочные и исследовательские программы, в которых определяется роль и место экспериментальной работы школьного учителя.

2. Историко-художественное (изучение истории искусства).

В этом направлении выделяютсяшкольно-студенческое образование и образование взрослых. Таким образом, художественный музей в современных условиях приобретает и функцию особого рода «университета», все более активно включаясь в процесс образования в самом широком смысле этого слова.

3. Гуманитарно-междисциплинарное (связи изобразительного искусства с другими дисциплинами).

В рамках данного направления представляется важным выделить используемые как в школьном и вузовском, так и в музейном образовании современные информационные технологии, основанные на видеокомпьютерных средствах. Применение в музее программ, в которых задействованы эти технологии, активизирует процессы восприя тия и понимания у учащихся и облегчает изучение музейных ценностей в широком историко-художественном и гуманитарном контексте. Возможности, предоставляемые виртуальной реальностью, обеспечивают диалог художественных образов на новом уровне визуализации и помогают сильнее и глубже воспринимать, переживать и осмыслять явления и процессы в мире искусства.

4. Социально-ориентационное (искусство как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии).

Современный музей становится местом возвращения в общество дезадаптированных людей, чему, в частности, способствует развитие в последнее десятилетие работы в области арт-терапии. Работа в музейной арт-терапевтической студии опирается на невербальные контакты в общении с детьми, так как в этом случае можно воздействовать непосредственно на сферу их чувств и мыслей, минуя «цензуру сознания», с целью коррекции структурных образований и процессов на глубинных уровнях психики. Задача арт-терапевта не только в том, чтобы предоставить детям возможность выражать агрессивные чувства через рисование, живопись или лепку, которые являются безопасными способами снижения внутреннего напряжения, часто возникающего у детей с социальными и психическими отклонениями, но и в том, чтобы способствовать возникновению у них чувства внутреннего контроля и порядка.

Помимо выявления и развития скрытых способностей в результате арт-терапевтических занятий у ребенка возникает чувство удовлетворения от участия в творческом процессе, а формирующаяся способность интерпретации произведений искусства повышает его художественную компетентность и способствует появлению ощущения собственной личностной значимости.

Выделение педагогики художественного музея в особую отрасль музейно-педагогического знания - закономерный процесс и актуальная потребность нашего времени. В уникальном художественновременном пространстве экспозиции зритель через общение с образами искусства погружается в культуру прошлого и, вступая в диалог с нею, воспринимает ее ценности и сопоставляет их с ценностями текущего исторического периода. Находясь в этом пространстве, можно не только испытать душевно-эмоциональный подъем, внутреннее очищение, но и, прикоснувшись к минувшим эпохам, почувствовать свое место в истории, чего не могут дать другие образовательные институты. Тем самым именно художественный музей нацелен на формирование личности и развитие ее способностей художественного и эстетического восприятия, переживания и оценки.

Образовательная деятельность в художественном музее реализуется через совокупность определенных педагогических действий, направленных на решение широкого спектра задач - от информирования об искусстве до формирования художественного восприятия и творческой сферы личности.

Педагогика художественного музея является теоретическим фундаментом целостного музейно-педагогического процесса, который представляет собой взаимодействие музейного педагога и учащихся, направленное на формирование средствами изобразительного искусства творчески развитой личности.

Таблица 2

Педагогика художественного музея -особая отрасль музейно-педагогического знания

Аспекты

Сущность

Содержание

Эстетический

развитие художественного восприятия и творческого начала

  • - освоение кодов, архетипов в процессе художественного восприятия и творчества;
  • - определение места детского творчества в истории культуры и искусства

Историко-художест венны й

изучение истории искусства

массовые и групповые формы художественного просвещения детей, юношества и взрослых

Гуманитарномеждисциплинарный

связь изобразительного искусства с другими дисциплинами

  • - использование современных мультимедийных средств;
  • - активизация процессов восприятия и понимания ценностей

Социальноориентационный

искусство как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии:

- использование арттерапии и ее методов

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >