ТЕОРИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Учитель в музейно-педагогическом процессе

Музей преследует практические цели, занимаясь подготовкой «посредников» между ним и школьной аудиторией, которые могли бы осуществлять приобщение учащихся к музейным ценностям. Музейные программы для учителей включают курсы по изучению изобразительного искусства и посвящены рассмотрению возможностей музея в интеллектуальном, мировоззренческом и нравственноэстетическом развитии учащихся. Подготовка учителей в музее является одной из форм повышения квалификации и самообразования. В этом плане музей предлагает следующее:

Деятельность справочно-методической службы, распространяющей информационные и методические материалы для проведения занятий по искусству в школе и в виде курсов по изучению музейной коллекции. В рамках этой службы музейные сотрудники разрабатывают специальные информационные материалы для учителей.

Курсы по изучению музейной коллекции. Они проводятся преимущественно в каникулярное время и, как правило, посвящены изучению отдельных аспектов искусства. Занятия проходят в форме лекций и семинаров с преобладанием диалогического способа их ведения.

Организация и проведение совместных конференций учителей и музейных сотрудников в музеях и в центрах повышения квалификации. Опыт проведения таких конференций в музеях США, Англии, Германии и России показал, что они весьма результативны для обсуждения текущих и перспективных моментов сотрудничества музея и школы, решения актуальных проблем художественного воспитания.

В мировой образовательной практике особое внимание обращается на сотрудничество художественного музея и школьного педагога в решении сложных и многоаспектных задач пропедевтической работы по приобщению школьников к произведениям изобразительного искусства. Эти задачи связаны, главным образом, с развитием исходного интереса к художественной культуре, и в частности к изобразительному искусству. В то же время реализация такого сотрудничества определена целым рядом условий, важнейшимиз которых является профессиональная подготовленность учителя в сфере изобразительного искусства для успешной деятельности в указанной области. Кроме этого, сотрудничество музея и школы должно опираться на широкую гуманитарную культуру учителя, его личную заинтересованность и включенность в процесс художественного самообразования. Только при соблюдении этих условий процесс взаимодействия музея и школы, направленный на формирование художественного восприятия памятника в музейной среде, будет плодотворным. Достигаемый при этом образовательный эффект может проявляться на нескольких уровнях способностей личности. Так, американский ученый Э. Эйснер называет три уровня:

первый уровень определяется как результат погружения в отдельные виды искусства (прослушивание музыки, рассматривание живописных произведений и архитектурных форм с последующим обсуждением);

во второй уровень включаются результаты общеэстетического восприятия. Речь идет о способности дифференцировать восприятие «чистых» природных форм и форм, которые относят к искусству, т. е. умение через художественные произведения увидеть форму облаков, изгиб улицы, услышать гармонию звуков природы и т. д.;

третий уровень определяется как «вспомогательный» и включает в себя результаты влияния художественного образования на достижения в чтении, математике и других предметах гуманитарного или естественно-научного циклов.

Рис. 20

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >