Федор Иванович Шмит (1877-1937)

Федор Иванович Шмит - выдающийся искусствовед, византолог с мировым именем, педагог, один из основоположников теоретического музееведения, автор оригинальных музееведческих трудов. Ф. И. Шмит родился 3 мая 1877 г. в Петербурге, в обрусевшей немецкой семье. В 1894 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который окончил в 1900 г. В 1908 г. Ф. Шмит был назначен ученым секретарем Российского археологического института в Константинополе. В 1909 г. им была успешно защищена магистерская диссертация по истории и теории искусства.

С 1912 г., одновременно с переездом в Харьков, куда он был назначен заведовать кафедрой теории и истории искусств Харьковского университета, начинается активная научно-педагогическая и музейная деятельность Ф. И. Шмита. В харьковский период жизни Федора Ивановича обозначились два новых направления его творчества: искусство Древней Руси и Украины, теория и история музейного дела, а также изучение детского художественного творчества. О последнем следует сказать особо.

Интерес к детскому творчеству возник у Ф. И. Шмита не случайно, поскольку он попытался проверить свою гипотезу на материале детского художественного творчества. Впервые он опубликовал результаты своих исследований по вопросам детского творчества в брошюре «Психология рисования» (1919).

Особую роль искусствовед отводил учебным музеям, в которых «учащиеся и посредством зрения, и посредством осязания должны знакомиться с вещами и явлениями». Учебный музей, по его мнению, не просто показывает вещи, а демонстрирует «при посредстве вещей некую теорию», поэтому сам отбор экспонатов в учебный музей является результатом серьезной исследовательской работы. Таким образом, ученый полагал, что учебный музей занимается прежде всего популяризацией знаний. Размышляя о типологии музеев и их задачах по отношению к различной аудитории, Ф. И. Шмит пытался понять назначение музея.

Высказав впервые рассмотренные идеи в 1919 г., ровно через десять лет, обобщая опыт развития музейной практики и научной мысли, искусствовед в своей работе «Музейное дело. Вопросы экспозиции» вновь обращается к проблеме типологии музеев. Оставаясь верным своей точке зрения на предназначение музеев и их классификацию (музеи для широкой публики, музеи для учащихся и музеи для специалистов), он развивает ее применительно к публичным музеям, различая их по признаку собранных материалов (естествоведческие, производственно-экономические, культурно-исторические, художественные и художественно-промышленные) или по принципу иерархической подчиненности (местные, областные и центральные). Необходимо отметить, что разработанная Ф. И. Шмитом типология музеев и сегодня является общепризнанной в отечественном музееведении.

Не менее важными представляются для современного музееведения и его размышления о взаимодействии музея с публикой. Немало интересных мыслей по этому вопросу содержится в книге «Исторические, этнографические, художественные музеи» (1919). Тесно увязывая рассмотрение вопросов экспозиционной и научнопросветительной работы музеев, автор отмечает особую роль специалиста, осуществляющего контакт с посетителем. Так, к экскурсоводу ученый предъявлял очень серьезные профессиональные требования, которые сегодня интенсивно осмысляются в русле музейной педагогики и музееведческого образования. По мнению Федора Ивановича, экскурсовод должен обладать и педагогическими навыками, и умением вести беседу, направлять ее в нужном русле, подчинять внимание и руководить интересами экскурсантов, не утомляя их своими собственными теоретическими наблюдениями и высказываниями.

Нельзя не сказать и о том, что именно Ф. И. Шмиту принадлежит не только блестящая идея, но и инициатива ее реализации, связанная с музеем детского творчества. По его инициативе и благодаря его энергии и увлеченности делом, впервые в советское время были организованы два музея детского художественного творчества: в Харькове (1921) и в Киеве (1922). Ф. И. Шмит воплотил здесь свое видение детского музея как образовательного пространства и места проявления творческой активности ребенка, мастерской и центра по изучению психологии творчества детей одновременно. Музеи были открыты для всех, кто хотел заниматься изобразительным искусством, независимо от уровня художественной одаренности и подготовки. Все созданные в процессе занятий рисунки демонстрировались в экспозиции.

Стоит отметить, что рисунки в коллекцию подбирались не по их художественным достоинствам, а с точки зрения их научной ценности, поэтому каждый рисунок имел подробную аннотацию, в которой указывалось имя автора, его возраст, образовательный уровень, социальная среда и дата исполнения. Кроме того, в сжатой форме излагался и замысел юного художника. Эти материалы послужили основой для дальнейшей научно-исследовательской деятельности Ф. И. Шмита в области художественного воспитания и педагогики, изучения психологии детского рисунка.

Особый интерес в контексте музейной педагогики представляет его собственная концепция детского художественного творчества, подробно изложенная в работе «Почему и зачем рисуют дети» (1925). Ученый считал, что детям до 14-15 лет вообще вредно посещение музеев. По его мнению, ребенок до этого возраста при правильно поставленном художественном воспитании занимается самостоятельным творчеством, т. е. является «производителем искусства», и незачем ранее положенного срока переводить его в разряд «потребителей искусства». В ней присутствуют также оригинальные авторские идеи, объясняющие природу искусства и процесс развития самостоятельного творчества ребенка в русле основных положений биогенетической теории, которые получили развитие и в других работах ученого.

В 1923 г. Ф. И. Шмитом была опубликована работа «Искусство как предмет обучения», в которой рассматривались цели и задачи эстетического воспитания детей. Понимая искусство как активную психическую деятельность, автор ратовал за его включение в школьную программу, видя в нем средство, способствующее формированию творческой личности. Утверждая приоритет воспитательной функции над образовательной, Ф. И. Шмит считал, что, создавая условия для нормального психического развития, школа готовит ребенка как к процессу активного познания мира, так и к продуктивному применению знаний в практической жизни.

Процесс обучения, по мнению ученого, должен опираться на закономерности естественного (природного) развития ребенка, и по этой причине начальное обучение должно быть не чем иным, как активным процессом накопления жизненного опыта, который включает сенсорные и эмоциональные впечатления, переживание ребенком его взаимодействия с окружающим миром.

Бурная и плодотворная деятельность Ф. И. Шмита, проходившая в непростые для нашей страны 1920-1930-е гг., была прервана двумя арестами, в 1933 и в 1937 г., ссылкой, а затем приговором к высшей мере наказания - расстрелу. По сведениям МВД РФ, приговор был приведен в исполнение 10 ноября 1937 г., по сведениям КГБ УзбССР - 3 декабря 1937 г. Ф. И. Шмита постигла та же участь, что и многих других видных деятелей науки и культуры, ставших жертвами сталинского режима.

Федор Иванович Шмит (1877-1937)

Музеевед

Искусствовед

Педагог

  • -«Исторические, этнографические, художественные музеи» (1919)
  • -«Искусство, его психология, его стилистика, его эволюция» (1919)
  • - «Искусство как предмет обучения» (1923)
  • -«Искусство. Основные проблемы теории и истории» (1925)
  • -«Почему и зачем рисуют дети» (1925)
  • -«Предмет и границы социологического искусствоведения» (1928)

Типология публичных музеев: по признаку собранных материалов (естествоведческие, производственноэкономические, культурноисторические, художественные и художественнопромышленные) по принципу иерархической подчиненности (местные, областные и центральные)

Заложил основы отечественной музейной педагогики в труде «Музейное дело.

Вопросы экспозиции» (1929)

Особая роль отводится учебным музеям, в которых «учащиеся и посредством зрения,и посредством осязания должны знакомиться с вещами и явлениями»

Ребенок - производитель, а не потребитель искусства

Развитие способностей

Формирование творческой личности

Создатель музеев детского художественного творчества: в Харькове (1921) и в Киеве (1922)

Детский рисунок -НЯУЧИЯЯ IIPHHOC.TK

Изучение психологии детей

Диагностика возможных заболеваний

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >