Яков Петрович Мексин (1886-1943)

Детский писатель, издатель, педагог, создатель и первый директор Музея детской книги. Он погиб в ГУЛАГе.

Я. П. Мексин - специалист по детской книге и музейный деятель. Родился в г. Зиновьевске в семье мещан, образование получил на юридическом факультете МГУ. После службы в армии занимался юридической практикой.

Революционный 1917 г. был связан с коренными изменениями в его профессиональной карьере. Я. П. Мексин начинает работу на поприще, связанном с педагогикой и изданием детской литературы. Сначала он заведует детским клубом «Наш дом», потом становится организатором и членом коллегии Института детской литературы, а вслед за этим - заведующим отделом детской книги в Госиздате. Одновременно он участвует в деятельности Комиссии по музейновыставочной работе, которой руководил А. У. Зеленко, являясь соавтором его выставочных проектов. В 1929 г. по инициативе Я. П. Мексина создается База пропаганды детской книги при Музее по народному образованию НИИ школ РСФСР, а в 1934 г. он становится директором Музея детской книги, которым руководит вплоть до своего ареста.

Вскоре после того, как Я. П. Мексин был репрессирован, а музей назван аполитичным, весь его фонд был передан на хранение Музею по народному образованию АПН СССР и фактически утрачен.

Реабилитирован посмертно.

Рис. 17

Николай Ильич Романов (1867-1948)

Николай Ильич Романов - один из крупнейших специалистов в области истории искусства, доктор искусствоведения, педагог, музейный деятель. Получил образование на филологическом факультете Московского университета. В 1898-1899 гг. был секретарем Комитета по устройству Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве). С 1900 г.читал лекции в Московском университете и преподавал на Высших женских курсах. Его непосредственно музейная деятельность была связана с работой хранителя отдела изящных искусств Румянцевского музея (1910-1923) и с должностью директора Музея изящных искусств (19231928). С 1941 г. Н. И. Романов являлся профессором МГУ, где вел курсы по описанию и анализу памятников искусства и по истории искусства Возрождения.

В работах Николая Ильича Романова значительное внимание уделяется методическим проблемам влияния художественного музея на творческое развитие детей. Свои взгляды он обобщил в статье «О задачах и методах экскурсии по искусству», опубликованной в 1917 г. в журнале «Экскурсионный вестник». В ней нашел отражение его опыт музейной работы, на основе которого он сформулировал собственную концепцию изобразительного искусства, а затем предложил методику его осмысления исходя из авторского понимания природы искусства. Суть ее заключается в следующем. «Человеку свойственна способность воспринимать мир как зрительные впечатления», но обычные люди не задерживаются долго на этих впечатлениях, так как они воспринимают их, как правило, лишь в качестве импульса для возникновения собственных новых мыслей и понятий. Но «исходная потребность человеческого духа воспринимает мир как видимость» иногда «развивается до степени потребности», удовлетворение которого становится не «вспомогательным средством для возбуждения других сторон душевной деятельности, но само является центральным моментом душевного переживания».

Эта потребность воспринимать мир как «видимость» и переживать как таковую лежит в основе природы искусства. Феномен искусства заключается в стремлении человеческого духа всегда «видеть содержание через форму, а не терять впечатление формы, как расплывшееся в содержании». Мир реальности - это случайная и изменчивая видимость; искусство же отражая жизнь, всегда ищет идеал; «оно придает формам ясность и характер, подчиняет основные их тенденции и организует их». Суть искусства заключается в «организации видимости», «художник претворяет спутанные формы мира в новое, облегченные для восприятия впечатления» Причем каждый художник выражает свое отношение к миру соответственно своему идеалу. Такое понимание искусства определяет и специфическую роль художественного музея, как хранителя и толкователя этой «идеальной видимости». Как писал об этом Романов, «только перед памятником искусства можно пережить всю своеобразность вызываемого им впечатления, достигнуть наибольшей полноты вызываемого им впечатления, достигнуть наибольшей полноты результатов в стремлении почувствовать, понять данное произведение».

Эти положения научной концепции природы искусства, разработанной Романовым, были положены в основу музейнопедагогической методики организации и экскурсии в художественных музеях.

Ученый выделял три аспекта, или фазы в структуре экскурсии.

Первый характеризуется необходимостью «побудить участников экскурсии пережить произведения искусства», так как именно переживание, по его мнению, является основой формирования интереса у участников экскурсии к показываемому руководителем произведению. Особенностью данного этапа является то, что руководитель заранее продумывает и задает наводящие вопросы, чтобы вызвать у экскурсантов «переживание всего художественного содержания произведения». Необходимо «заставлять экскурсантов внимательно вглядываться в каждый образ, понять его движения, перевоплотиться в них». Эти вопросы должны «поддерживать духовную активность зрителя, возбуждать внимание», усиливать очевидность тех или иных характеристик, «созданных на основе наблюдений и фактов, отмеченных самими экскурсантами».

Второй предусматривал необходимость выработки собственных суждений об искусстве в контексте его исторического развития. В рамках этого этапа предполагалась работа «с экскурсантами более зрелыми по возрасту и умственной подготовкой», начиная с учащихся старших классов гимназии. Это связано с необходимостью учитывать весь спектр переживаний, полученных от конкретного произведения искусства, чтобы в дальнейшем «выяснить типичные особенности его форм, характер линий, светотени и определить из этих данных стиль произведения, как известный закон организации форм, стоящий в связи с определенной исторической психологией и самой сущностью искусства».

Третий предполагал закрепление усвоенного материала и проверку эффективности педагогического воздействия в ходе проведенной в музее экскурсии.

Предложенная Романовым методика ведения экскурсии требовала определенной подготовленности посетителя, «с известной серьезностью ума и интересов», т. е. наличия конкретных знаний, некоторого социального опыта. К такой категории посетителей автор относил учащихся гимназии не младше 14 лет.

Особо следует отметить внимание, которое ученый уделял методике работы с детьми младшего школьного возраста (8-14 лет). По его мнению, они порой непосредственно и очень тонко чувствуют искусство. Методика работы с этой категорией посетителей художественного музея должна учитывать их возрастные особенности. Детям этого возраста чуждо сознательное отношение к переживанию, которому Н. И. Романов уделял первостепенное внимание в своей методике «экскурсия по искусству». Поэтому самое лучшее, с его точки зрения, дать маленьким детям возможность искать и смотреть в музее то, что им нравится.

Н. И. Романов полагал, что музей может и должен стать для детей домом, где они могут действовать, играть, творить, живо чувствовать. Сначала дети смотрят на музей, как на место забавных игр и интересных занятий, но постепенно, вместе с ростом их знаний и общего развития под влиянием музея, они начинают воспринимать его как «излюбленную школу». «Развиваясь эстетически, они приходят в музей ради удовольствия видеть те произведения, которые им кажутся особенно красивыми».

Н. И. Романова интересовали как музейно-педагогические концепции и методики, так и организационные аспекты их практической реализации. Осознавая важность и значимость эстетических и педагогических идей, он также думал о том, кто именно (какой специалист) будет воплощать их в жизнь. Николай Ильич Романов был одним из первых, кто попытался определить функциональные характеристики музейного сотрудника, осуществляющего непосредственное взаимоотношение с посетителем в музее. В книге «Местные музеи и как их устраивать» он назвал его руководителем экскурсии. По мнению автора книги, «дело руководства экскурсиями не может быть поручено любому образованному человеку, считавшему, что он может объяснить все, что угодно, людям, стоявшим на низшей ступени образованности и развития. В большинстве случаев для обозревающих лучше обойтись совсем без руководителя, чем слушать объяснения людей, исполненных доброго желания и наивной смелости, заменяющих истинное понимание и знание. Чтобы быть руководителем экскурсии, надо обладать научно подготовкой в области данного отдела и педагогическим талантом, надо постоянно совершенствовать приемы объяснений и бесед, изучать и готовить для них новый материал и темы, следить за постановкой и развитием экскурсий в музеях других стран...»

Новаторские идеи Романова не утратили своей действенной силы и поныне. Многие из этих идей представляют научно-теоретический интерес для исследователей музейно-педагогической мысли, а ряд методик может быть внедрен в практическую деятельность современных музеев.

Николай Ильич Романов (1867-1948) -доктор искусствоведения, педагог, музейный деятель

Образование: филологический факультет Московского университета Профессиональная деятельность:

  • - 1898-899 - секретарь Комитета по устройству Музея изящных искусств;
  • - 1900 - читает лекции в Московском университете и на Высших женских курсах;
  • - 1910-1923-хранитель отдела изящных искусств Румянцевского

музея;

  • - 1923-1928-директор Музея изящных искусств;
  • - с 1941 - профессор МГУ

Музейнопедагогическая методика:

  • - побуждение к переживанию произведений искусства через постановку вопросов;
  • - выработка собственных суждений об искусстве на основе знаний:
  • - закрепление усвоенного в процессе экскурсии материала

Научная деятельность:

  • - методические проблемы влияния художественного музея на творческое развитие детей («О задачах и методах экскурсии по искусству») зрительные впечатления (организация видимости);
  • - музейно-педагогические методики организации и экскурсии в художественных музеях (экскурсия - самостоятельная форма педагогического воздействия: побуждение, выработка собственных суждений об искусстве, закрепление), эстетическое воспитание;
  • - методики работы с детьми 8-14 лет (психологические особенности, игра, воспроизведение, движение, динамика)
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >