Александр Устинович Зеленко (1871-1953)

Александр Устинович Зеленко - выдающийся педагог, один из организаторов первых внешкольных учреждений в России, автор идеи и проекта Детского дворца (Дворца-музея ребенка). В 1892 г. он окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. В 1903 по 1904 г. А. У. Зеленко провел в США, в 1905-1909 гг. преподавал на Пречистенских рабочих курсах и в воскресных школах, затем снова уехал в Америку, где находился с 1909 по 1910 г. Вернувшись в Россию, принял активное участие в работе общества «Детский труд и отдых», сотрудничал в журналах «Свободное воспитание» и «Для народного учителя». С 1911 по 1917 г. читал лекции в народном университете Шанявского.

В середине 1920-х гг. А. У. Зеленко вновь побывал за границей, изучая опыт внешкольных форм обучения и воспитания в США, в Европе Англии и Германии, а также в Японии. Зарубежный опыт и личные впечатления легли в основу книг «Детские музеи в Северной Америке» и «Сельские клубы молодежи в Северной Америке», изданных в 1926 г. в Москве. Через год вышла его книга «Школьный музей».

Непосредственный контакт с детьми, постоянное общение с ними, а также понимание необходимости решения сложных задач воспитания нового поколения, особенно в период экономического упадка, послужили толчком к размышлениям А. У. Зеленко о роли учреждений образования и культуры. Он предложил свою модель детского музея, дополнив теоретически усвоенный зарубежный опыт рядом нововведений. Детский музей, по его мнению, должен служить интересам «маленького народа так же широко, как это делают современные музеи для взрослых».

Методика создания и деятельности детского музея опирается на определенные принципы:

- детский музей должен использовать для подхода к детям метод чувственных восприятий, для этого необходима выработка «чувственной грамотности»;

  • - подход к умственным интересам основывается на возможности произведения экспериментов, которые делаются детьми достаточно самостоятельно;
  • - чувство прекрасного ищет у детей прямого активного выхода, и поэтому детский рисунок, танец, декламация, драматизация обязательны как способ активного ощущения красоты в связи с картиной, музыкой, демонстрацией или лекцией;
  • - обмен коллективными впечатлениями: групповые переживания гораздо больше важны в музее для детей, чем взрослых;
  • - центром своей музейной динамики детский музей ставит самостоятельную работу детей по созданию ими своих коллекций.

В представлении А. У. Зеленко детский музей должен быть максимально мобилен, приспособлен для перестановок и опытов, готов к переменам. В связи с этим коллекции должны состоять из предметов, позволяющих детям брать их в руки.

А. У. Зеленко предложил определенную структуру музея:

  • - отдел первого знакомства с музеем,
  • - отдел развития органов чувств,
  • - отдел серьезных научных интересов,
  • - отдел общественных интересов и современной жизни,
  • - отдел красоты.

Как полагал Александр Устинович, в эти разделы могли бы входить:

  • - смешная комната; комната детских игр, игрушек, кукол; комната животных; комната детских коллекций и любимых вещей; комната приключений;
  • - комната света и тьмы; комната вкусных вещей; комната звуков, шумов и музыки; комната любопытных запахов;
  • - комната о том, где и как живут люди; комната открытий и изобретений;
  • - комната замечательных людей; комната здоровья; комната божеств разных народов;
  • - художественные и другие коллекции музея.

Основная задача всех этих комнат состояла в том, чтобы показать ребенку, что музей - это дом чудес.

Многое разрабатывалось впервые, в том числе были предложены дополнительные отделы в структуре детского музея:

  • - специальная детская музейная библиотека,
  • - ресторан или столовая при музее,
  • - аудитория для проведения общественных мероприятий,
  • - кинозал.

Таким образом, построение отделов в детском музее подводило ребенка к возможности провести собственное исследование и творить самому сначала в знакомом ему реальном мире, а затем и в мире искусства.

Отмечая значительную роль детских музеев, Александр Устинович уделял большое внимание и школьным музеям. Особенности данного музея заключались в том, чтобы быть:

  • - местом получения справочной, ориентирующей информации об окружающем мире;
  • - местом проведения экспериментов и обретения самостоятельного опыта;
  • - местом осмысления информации и опыта для формирования собственных убеждений.

Школьный музей должен был сочетать в себе умелый подбор небольшого количества материалов, представление его, побуждение к дискуссии и определенную постановку перехода от впечатлений к опытам и к построению самостоятельных мыслительных процессов.

Установившийся в 1930-е гг. тоталитарный режим был не заинтересован в дальнейшем развитии детского направления в педагогической науке и экспериментов в практической педагогике, в том числе и в музеях. Идеи А. У. Зеленко не встречали должной поддержки у властей, и он вынужден был отойти от музейной работы.

Он внес большой вклад в исследование проблем внеклассного и внешкольного воспитания, разрабатывал теорию и практику политехнического образования, одним из первых поставил проблему специальной литературы для детей, создал концепцию дворца-музея ребенка и целого ряда специальных детских выставок.

Образование и деятельность:

  • 1892 - окончил Институт гражданских инженеров в СПб
  • 1903-1904-США
  • 1906-1909 - Пречистинские рабочие курсы, воскресные школы
  • 1909-1910-США
  • 1911 - общество «Детский труд и отдых», журнал «Свободное воспитание», «Для народного учителя»
  • 1911-1917-лекции вун-те Шанявского

сер. 1920-х гг. - США, Англия, Германия, Япония

Книги:

  • 1926 - «Детские музеи в Северной Америке»; «Сельские клубымолодежи в Северной Америке».
  • 1927 - «Школьный музей».
  • 1928 - «Детские музеи».
  • 1938 - «Детские парки»

Александр Устинович Зеленко (1871-1953)

«Главная игрушка - воображение ребенка»

X

Структура детского музея:

  • 1)
  • 2)
  • 3)
  • 4)
  • 5)

первое знакомство с музеем;

развитие органов чувств;

серьезные научные исследования; общественные интересы, современность;

красота.

Школьный музей: небольшое кол-во материала побуждение к дискуссии самостоятельное осмысление

Принципы создания музея и его деятельности:

  • - метод чувственных восприятий,
  • - эксперимент, самостоятельная работа,
  • - рисунок, танец, декламация,
  • - групповые переживания,
  • - реальное воплощение интересов

Любовь к науке и искусству

Доп. отделы:

- библиотека,

- ресторан/ столовая,

- кинозал

  • 1)
  • 2)
  • 3)
  • 4)
  • 5)

Смешная комната; Комната света и тьмы; Комната о том, где и как живут люди; изобретений; Комната замечательных людей; божеств разных народов;

Художественные и другие коллекции музея

создание специальной архитектуры для детей

  • 1)
  • 2)
  • 3)

Информация об окружающем мире; место проведения экспериментов и обретения самостоятельного опыта; формирование суждений

- концепция дворца-музея ребенка для детей

Рис. 16

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >