Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931)

Н. Д. Бартрам - русский художник, историк искусства, собиратель игрушек, детских портретов, предметов быта, основатель Музея игрушки.

Николай Дмитриевич родился 24 августа 1873 г. в деревне Се-меновка Льговского уезда Курской губернии в семье художника. Начальное образование получил дома. Затем (1889-1891 гг.) учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, но по состоянию здоровья не смог закончить его. Вернулся в родную усадьбу, где жил до 1903 г. Здесь в 1893 г. он создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства, которой руководил десять лет. Создание этой мастерской было вызвано стремлением Николая Дмитриевича поддержать угасавшие народные художественные промыслы. В то время создаются и другие мастерские такого рода, в их числе знаменитые Абрамцевская и Талашкинская.

В Семеновской мастерской по рисункам и под руководством Николая Дмитриевича было создано множество игрушек, воскрешавших мир Древней Руси, предметно воплощавших в себе образы русского фольклора: Аника-воин, волчок, щелкушки, боярин и др.

Увлекшись игрушками, А. Д. Бартрам стал изучать историю их производства в России и за рубежом. Тогда же он начал собирать личную коллекцию игрушек и разнообразных предметов старины.

В поисках игрушек Николай Дмитриевич объездил всю Курскую губернию. Вместе с игрушками он привозил старинные головные женские уборы, шелковые платки, затканные золотыми цветами, шелковые сарафаны с телогреями, набойки, тканые пояса, вышивки, пряничные доски и сами пряники в форме коней, рыб, петухов, глиняные поливные свистульки в виде баранов, коней, уточек, предметы быта.

Позже он стал регулярно объезжать ведущие центры кустарных промыслов в Московской, Владимирской, Нижегородской губерниях. Домой он всегда возвращался с богатым «уловом». Его интересовали куколки-«скелетки» (самая дешевая разновидность кукол), куколки-«талии» (изящные стройные куколки с подчеркнуто узкой талией), куколки-барышни, фигурки матросов, кучеров, игрушечная мебель, тележки, сани.

В 1900-1903 гг. Н. Д. Бартрам совершил несколько продолжительных поездок за границу, чтобы познакомиться с игрушечной промышленностью и музейными коллекциями. Он побывал в Париже, Берлине, Нюрнберге, а также во многих городах Тюрингии, Саксонии, Швейцарии, старинных центрах изготовления игрушек. Из-за границы он привозил полные чемоданы современных и старинных кукол, всадников, воинов, зверей, игровых наборов, кубиков, книг, настольных печатных игр.

В 1904 г., когда Н. Д. Бартрам окончательно поселился в Москве, у него уже была значительная коллекция. Вот как вспоминает гостиную в этом доме в Калошином переулке на Арбате дочь Николая Дмитриевича, А. Н. Изергина: «Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из Семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканным сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: "Бабелина - героиня Греции", "Как мыши кота хоронили", "Лестница жизни" и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: Сергиевскими, богородскими, вятскими, Городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное.

На резной висящей полке стоял большой поливной зеленосиний кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя».

В Москве с 1906-го по 1917 г. Н. Д. Бартрам заведовал художественной частью Кустарного музея. При этом музее им была создана мастерская по производству игрушек. Здесь по его эскизам с отменным умением и искусством делали кукол с фарфоровыми головками, наряженных в народные костюмы разных губерний России и в одежду по образцам XVI-XVII вв.

Тогда же пришло увлечение архитектурной игрушкой. Николай Дмитриевич совершал «экспедиции» по улицам старой Москвы, фотографировал барские особняки, церкви, соборы. Сам делал архитектурные обмеры. Собранные материалы легли в основу новых ориги нальных игрушек «Красные ворота», «Сухарева башня», «Сторожевая башня», «Уголок старой Москвы».

Деятельность Бартрама в Кустарном музее получила широкую общественную поддержку. На страницах журнала «Аполлон» художник и коллекционер игрушек Александр Бенуа писал: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой... Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

В собрание Бартрама входили игрушки из всевозможных материалов, самых замысловатых конструкций, для любого возраста. Причем тут были представлены игры и игрушки из многих стран мира.

Отечественный раздел включал, кроме того, множество самых разнообразных предметов старины, составляя тот «вещевой фон», на котором игрушки смотрелись особенно органично, «по-домашнему». Тут были предметы детской мебели, одежда, посуда, ученические принадлежности, школьные наглядные пособия, книги, альбомы. Все это вместе взятое позволяло ярко и привлекательно воссоздавать мир детства. Этой цели служили и многочисленные портреты детей кисти художников XVIII-XIX вв., бесподобная «детская» картинная галерея.

В собрании Н.Д. Бартрама были представлены русский народный костюм, бытовая утварь, коллекция вееров, игральных карт. Особое место занимала коллекция нэцкэ - произведений японской миниатюрной декоративно-прикладной пластики из дерева, камня, слоновой кости и других материалов.

Мысль о создании Музея игрушки целиком овладела Бартрамом после

1910 г. Он вынашивал проект музея, разрабатывал его во всех деталях.

В 1918 г. в Москве открылся Музей игрушки. К этой цели Николай Дмитриевич упорно шел не один год. Первая экспозиция разместилась в четырех комнатах его квартиры (Смоленский бульвар, д. 8). Выделялись следующие разделы: народная игрушка, игрушки кукольного театра, обучающие игры, занимательные книги. Постепенно музей пополнялся поступлениями из национализированных магазинов, складов, фабрик, особняков, усадеб. Многие ценные вещи были привезены из царской резиденции в Ливадии.

В 1924 г. музею выделили один из красивейших особняков Москвы - усадьбу Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне там размещается Государственный музей А. С. Пушкина). Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приемы работы с детьми (экспозицию дозволялось трогать руками) - все это послужило причиной неслыханной популярности бартрамовского музея. По посещаемости он, не столь уж большой, уступал разве что Третьяковской галерее. Во главе этого удивительно живого и привлекательного музея Н. Д. Бартрам оставался до самой смерти.

Н. Д. Бартрам прекрасно понимал историческую и культурную ценность собранных им вещей. Он стремился сделать эти предметы достоянием общественности. Этой идее целиком отвечало создание общедоступного музея, а также пожертвование личных коллекций в другие собрания и музеи. Всю принадлежавшую ему коллекцию головных уборов Н. Д. Бартрам передал Археологической комиссии Курской губернии. Незадолго до смерти Николай Дмитриевич принес в дар Музею игрушки основную часть своей коллекции. Коллекцию нэцкэ он подарил на память дочери Анастасии.

Н. Д. Бартрам скончался в Москве 16 июля 1931 г. похоронен на Новодевичьем кладбище.

Рис. 15

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >