МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ (вторая половина XIX - конец XX в.)

Зарождение и становление музейно-педагогической мысли

Развитие отечественной музейно-педагогическоймысли тесно связано с общими процессами, происходящими в сфере культуры, науки, политики. Даже самые незначительные колебания социокультурного пространства заставляют музей чутко реагировать на изменения социальных ритмов и культурные преобразования.

Реформы 1860-1870-х гг. оказали необратимое влияние на социальную, экономическую и духовную жизнь страны. Манифест об отмене крепостного права 1861 г. предоставил личную свободу большей части населения, что привело к демократизации общества и послужило мощным импульсом к распространению просветительных идей, в том числе о переустройстве важнейших общественных институтов, к которым относился и музей.

Существенное влияние на определение роли и места музея в духовной жизни России оказали воззрения представителей отечественной философской мысли конца XIX - начала XX в. В русской культурной традиции периода рубежа веков одновременно существовали как философия революционных демократов, идеи научного социализма, позитивистского научного знания, западных буржуазнодемократических учений, так и идеи русских религиозных мыслителей В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, П. Флоренского Н. Ф. Федорова ... и др. Их роль в осмыслении духовноэтических ценностей, в оценке исторических событий рассматриваемого периода, а также их влияние на поиск в различных областях гуманитарного и научного знания были значимыми. Именно философы идеалистического направления уделяли большое внимание проблемам существования человека в системе бытия, обоснованию духовной основы воспитания, понимаемого ими как единение образованной части общества и народных масс на основе общечеловеческих ценностей.

К глубинным истокам человеческого существования обратился В. С. Соловьев. Ему принадлежит признание за человеческой личностью права на достижение «безусловной полноты бытия», которое утверждается бесконечным стремлением человеческого я. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными».

Чтобы музей не был «мертвым», не был «гробницей», необходимо теснейшее соединение с ним школы. Школой должен быть всякий музей. Музей, по мнению Н. Ф. Федорова, - это организм живой, развивающийся, ищущий формы работы с другими музеями, с частными лицами. Он ни в коем случае не хранилище отживших вещей, «оставшихся от протекшей жизни» и не должен «служить для удовле-творенияпустого лишь любопытства». Музеи должны быть школами для взрослых, высшими школами, центрами исследования. «...Все должно быть предметом знания, и все - познающими». Главнейшей, верховной, даже вселенской целью музея Н. Ф. Федоров считал «восстановление родства», «воскрешение умерших отцов». В обыденном понимании, вероятно, цель эта заключалась в том, чтобы каждый человек, приходящий в музей, почувствовал, понял и осознал «родство, неразрывную связь с отцом, родом, нацией, человечеством», чтобы историю сегодняшнего дня понимал как закономерное, неразрывное продолжение дня вчерашнего, предтечу дня завтрашнего. «Музеи, созидаемые сынами, отцам, восстанавливают родство, заменяя отвлеченное человечество... Суть музея как «храма предков», как «школы сынов» чрезвычайно важна в нравственной жизни человека, ибо «нарушение к ним обязанности» должно считаться самым важным преступлением, а основание их - высшей добродетелью.

В конце XIX - начале XX в. число музеев в России значительно увеличилось, прежде всего за счет провинциальных (местных) музеев. Они рассматривались как «умственные центры по изучению края», поскольку были призваны служить целям народного просвещения и познания края. В их создании и работе принимали участие местные научные общества, губернские статкомитеты, краеведы-любители. В данный период закладывались основы сотрудничества музеев с учреждениями школьного и внешкольного образования, что нашло выражение в создании педагогических музеев. Одним из первых педагогических музеев стал музей в Соляном городке в Петербурге. По отзывам современников, он был своеобразным университетом для учителей. Подобные музеи стали возникать по всей России. В их задачу входили разработка актуальных вопросов педагогики, организация педагогических выставок, при которых для ознакомления с современной методологией образовательного процесса организовывались курсы для учителей, оказание помощи в создании школьных музеев учебных пособий, обмен опытом и др. Они способствовали активному внедрению в школьную практику педагогического наследия Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и др. При музеях читались лекции, проводились конкурсы. Кроме того, с целью внедрения в практику учебного процесса принципов «предметного обучения» создавались музеи наглядных пособий.

Первый музей наглядных пособий появился в Петербурге в 1860-е гг. В основу его коллекций легли образцовые наглядные пособия, купленные за границей на Парижской всемирной выставке. В 1890-е гг. возникает интерес к возможностям педагогических музеев в деле воспитания и обучения, особенно в связи с постановкой новых образовательных задач. Появляется мысль о создании педагогических музеев при управлениях 15 учебных округов. Музеи этого профиля ставили своей цельюознакомление преподавателей учебных заведений, а также всех интересующихся с передовым опытом учебно-воспитательного дела в России и за рубежом.Признание обществом значения музеев как своеобразных центров культуры и образования иллюстрирует целый ряд примеров. Так, в 1889 г. в Историческом музее в Москве начал действовать лекторий, рассчитанный на 700 человек, где читались лекции по русской истории, проводились заседания ученых обществ, съезды деятелей культуры: VIII археологический съезд (1890 г.), I съезд русских художников (1894 г.) и т. п.

Начало XX в. ознаменовалось «музейным ренессансом», что проявилось в росте популярности музейной деятельности, осознании ее необходимости и пользы в различных слоях русского общества, в организации разнообразных музеев и их участии в образовании и вос питании народа и подрастающего поколения. Благодаря наличию коллекций подлинных музейных предметов, действующих на эмоционально-чувственную сферу личности и сознание в целом, а не только на его рациональные области, музей обладает возможностью активно осуществлять образовательный процесс или включаться в него.

Именно в конце XIX - начале XX в. происходит существенный сдвиг в осмыслении целей и задач музеев. Они начинают осознаваться обществом как учреждения, обладающие большим потенциалом в деле образования и воспитания. Важно подчеркнуть, что в это время в атмосфере напряженных философских исканий и под воздействием сложившейся социокультурной ситуации происходило зарождение и становление музейно-педагогической мысли в тесной взаимосвязи как с музейным делом, включая развитие музееведческих идей и концепций, так и в русле новаторских педагогических учений. Их порождало само время, характеризующееся поисками новых форм и путей в школьном и народном образовании и воспитании. Педагогика рассматривалась как основа необходимых преобразований в обществе. В ней отчетливо выделялись два направления: официальное и общественно-педагогическое. Первое возглавляли чиновники административно-правительственного аппарата, оно было более консервативным по сравнению со вторым направлением, более радикальным. Его представители активно исповедовали новые идеи, которые помогали совершенствовать педагогическую систему в целом. Именно общественно-педагогическое движение в России, переживавшее заметный подъем в 60-е гг. XIX в., инициировало создание воскресных школ, комитетов грамотности, педагогических кружков, частных школ, издание специальных журналов, среди которых: «Русский педагогический вестник» под редакцией Н. А. Вышнеградского, «Учитель» под редакцией И. И. Паульсона и Н. X. Весселя, «Ясная поляна», издаваемый Л. Н. Толстым, «Журнал для воспитания» и др.

Назначение музея в1917-1920-е гг. как нельзя лучше выражал лозунг: «Музеи должны превратиться в рассадник культуры и просвещения». И музейная теория, и практика служили воплощению этого призыва.

Определению роли и задач музеев в новых исторических и социокультурных условиях была посвящена Первая Всероссийская музейная конференция, состоявшаяся в феврале 1919 г. в Петрограде. Важно отметить, что на конференции проходила дискуссия о назначении музеев в обществе. Сторонники одной точки зрения полагали, что музей - это сокровищница, доступная лишь немногим людям высокой культуры, поскольку «музей - это высший синтез свободной академической науки, исследующий принцип чистого знания». Э. И. Грабарь и члены Московской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины придерживались мнения о том, что музей - это живой организм, распространяющий свое влияние далеко вовне.

В начале 1920-х гг. сотрудники музеев имели еще недостаточную свободу в выражении своих идей и их воплощении, а потому могли проявить инициативу в созыве форума музейных деятелей.

В 1930-е гг. музейная деятельность развивалась в русле тоталитарной культуры, ориентированной на принудительное монолитное единство, на подчинение личности коллективу, а общества - государству. Политизация всех сфер жизни общества, в том числе и культурной жизни, возрастала и начинала приобретать все более жесткие формы.

Основным источником информации о состоянии просветительной деятельности музеев к 1930-м гг. был журнал «Советский музей». Проблемы взаимодействия музея с посетителем находили широкое отражение на его страницах.

Изменение исторической обстановки в годы Великой Отечественной войны привело к переменам ориентиров музейной деятельности. В условиях военного времени политика государства по отношению к музеям сводилась главным образом к тому, чтобы, во-первых, сохранить и спасти содержащиеся в них памятники истории и культуры, а во-вторых, вовлечь музеи страны в политикопросветительную работу и процесс увековечивания героического подвига нашего народа. В приказах Народного комиссариата просвещения подчеркивалась важность перестройки экспозиционной, выставочной и массовой работы музеев применительно к условиям войны.

В послевоенные годы проявился интерес к теоретическому осмыслению образовательных и воспитательных возможностей музея.

Интерес к вопросам взаимодействия музея с посетителем формировался в русле общих тенденций политико-идеологического характера, о чем свидетельствует анализ публикаций. Характер содержания и формы контактов с музейной аудиторией определялся идеологическими компаниями: юбилеями Октябрьской революции, В. И. Ленина. Именно в эти годы музеи и хранившиеся в них документальные и вещественные памятники историко-революционного характера и музейные предметы, отражающие события Великой Отечественной войны, становились наиболее востребованными.

Новая волна интереса к музею приходится на начало 1960-х г., что связано с общими «потеплением» общественно-политического климата в стране. Характерной чертой деятельности музеев в это время было стремление охватить как можно более широкий круг зрителей. Показательным в этом смысле является появление термина идейно-воспитательная и культурно-массовая работа, который соответствовал предназначению музея в свете задач государственной культурной политики.

В практику массовой научно-просветительной работы музеев всех профилей широко входят тематические вечера и чтения, различные семинары, устные журналы, клубы встреч.

В 1970-1980-е гг. сохранился повышенный интерес к истории и памятникам культуры. Актуальной потребностью общества становится получение информации, сосредоточенной в музейных предметах-подлинниках и передаваемой специфическими музейными средствами. В этот период музеи активно работают со школьниками, тесно взаимодействуют с образовательными учреждениями, музей выступает в роли «помощника» в воспитании и обучении учащихся.

На формирование музейно-педагогической мысли повлиял целый ряд факторов. Прежде всего это изучение богатого опыта музейной практики взаимодействия с посетителями. Далее следует отметить влияние музейно-педагогических взглядов и концепций зарубежных специалистов: 3. Странского, К. Хадсона. С начала 1980-х гг. музейная педагогика как научно-практическая деятельность все более настойчиво заявляла о себе и прокладывала новые пути развития.

Рис. 9

Рис. 10

И

Рис. И

Рис. 12

Развитие музейной мысли в 1940-1980 гг.

  • 1960 гг.-«оттепель»
  • - контакты с зарубежными музеями (обмен опытом, взаимопроникновение новых идей и мыслей);
  • - поиск новых форм;
  • - стремление охватить широкий круг посетителей (идейновоспитательная и культурно-массовая работа)

Рис. 13

Рис. 14

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >