Музейный бум второй половины XX в. и его социально-педагогические последствия

Музейный бум, прошедший с начала 1960-х гг. по всему миру, обнаружил массовую востребованность музея в обществе. Его отправной точкой и характерной приметой стало стремительное развитие туризма, вследствие чего заполнившие музейные залы зрительские потоки сделали основной формой общения музея со зрителем обзорную экскурсию. Беглый осмотр экспозиции при ориентации на информацию достаточно общего характера не предполагал формирования познавательного и углубленного интереса к музейным памятникам. Данное обстоятельство требовало, с одной стороны, включения музея в школьный учебно-воспитательный процесс, а с другой - поиска методики занятий, свободных от стереотипов школьных уроков и от жесткой методической нормативности традиционных экскурсий.

В этот период становятся популярными так называемые музейные кружки (часто объединялись в клубы любителей искусства), в которых практиковались экскурсии, лекции, беседы, встречи с художниками, деятелями науки и т. п., выезды в другие города. Все это позволяло глубже осмыслить специфику музея как социокультурного организма, понять «жизнь» памятника и судьбу творческой личности.

Наряду с клубами любителей искусства, важное место в работе с детьми стали занимать музейные студии детского творчества. Являясь хорошо известной еще с начала XX в. формой работы, они давали возможность музейному и школьному педагогу познакомиться с индивидуальными особенностями каждого ребенка, выявить его художественные способности и возможности развития, понять общие закономерности психологии художественного восприятия и творческой деятельности.

Углубляя работу со средней школой, музеи не обошли вниманием и студенчество, которое на протяжении всего прошлого столетия оставалось вне сферы интересов как отечественных, так и зарубежных специалистов. Работа со студенческой молодежью поставила перед музеем новые педагогические задачи. Так, в нашей стране первым начал работу со студенчеством в 1972 г. Государственный Русский музей. Создавалась также комплексная программа эстетического воспитания студенческой молодежи вузов негуманитарного профиля, имеющая воспитательно-образовательный характер.

Образовательная деятельность зарубежных музеев в 1960-1980-е гг. не испытала таких резких перепадов, как в СССР. Туризм был там достаточно развитой формой активного отдыха граждан, а что касается педагогических аспектов работы с музейным зрителем, то наиболее ярко они проявились в эти годы в музеях Германии, Франции и США.

Так, в Германии процесс осмысления музейно-педагогического опыта определялся прежде всего теоретическим анализом национального исторического пути в этой области. Содержанием его стали: 1) введение в широкую практику термина музейная педагогика (стоит отметить, что в научный оборот этот термин был введен еще в 1934 г.); 2) организация музейно-педагогических центров, координирующих образовательную деятельность музеев; 3) выход в свет первого учебника по музейной педагогике (1981); 4) опыт организации детских музеев как части художественных, исторических и этнографических музеев.

Специфика культурно-просветительской деятельности французских музеев и их взаимоотношений с системой образования заключается в том, что работа с посетителями в них осуществляется профессиональными туристическими экскурсоводами, а не сотрудниками музеев.

Образовательная деятельность американских музеев, имеющих с 1969 г. официальный статус образовательных учреждений, также была ориентирована в первую очередь на детскую аудиторию и осуществлялась по нескольким направлениям: дидактические выставки, экскурсии для школьников, лекции и концерты, специальные программы для инвалидов, профессиональная подготовка школьных учителей.

Таким образом, обогащение образовательной деятельности музеев в 1960-1980-е гг. идеями гуманистической педагогики и развитие теории музейной коммуникации расширило возможности их работы с детско-юношеской аудиторией и подготовило почву для разработки теоретических аспектов музейной педагогики.

Рис. 7

Социально-педагогические последствия музейного бума

В Германии процесс осмысления музейнопедагогического опыта определялся прежде всего теоретическим анализом национального исторического пути в этой области. Содержанием его стали: 1) введение в широкую практику термина музейная педагогика; 2) организация музейно-педагогических центров, координирующих образовательную деятельность музеев; 3) выход в свет первого учебника по музейной педагогике; 4) опыт организации детских музеев как части художественных, исторических и этнографических музеев

Образовательная деятельность американских музеев, имеющих с 1969 г. официальный статус образовательных учреждений, ориентирована в первую очередь на детскую аудиторию и осуществляется по нескольким направлениям: дидактические выставки, экскурсии для школьников, лекции и концерты, специальные программы для инвалидов, профессиональная подготовка школьных учителей

Создание комплексных программ в России

Работа со студенческой молодежью, 1972 г. Государственный Русский музей)

Программа эстетического воспитания студенческой молодежи вузов негуманитарного профиля (она имела воспитательно-образовательный характер)

Воспитательные задачи: 1) сформировать эмоциональную культуру и художественный вкус; 2) сформировать способность адекватного восприятия произведения искусства; 3) воспитать бережное отношение к художественным ценностям

Образовательные задачи: 1) дать необходимые знания в области теории и истории искусства; 2) ознакомить с творчеством крупнейших мастеров искусства, прежде всего отечественного; 3) приобщить студенчество через творческие союзы, выставки, мастерские художников к современному художественному процессу; 4) развить способности личности к художественному творчеству, т. е. научить практическому использованию полученных знаний и навыков, в частности освоить формы и методы популяризации отечественного искусства

Рис. 8

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >