Тип музея и его образовательная деятельность

Образовательную деятельность современного музея, считает Б. А. Столяров, следует рассматривать в трех аспектах - познавательном, творческом и социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению.

Познавательный аспект. В основе понятия познавательный лежит знание, определение содержания которого является фундаментальной проблемой для философии и науки с глубокой древности. Последовавшие за Античностью эпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате чего знание стало рассматриваться в двух аспектах - практическом и теоретическом. Каждый из названных аспектов включает в себя науку, технику, религию, культуру, т. е. является элементом целостного культурно-исторического комплекса, важное место в котором занимает музей, так как он принадлежит среде, формирующей практический опыт и теоретическое знание, ориентированное на формирование и развитие профессиональных музейных дисциплин.

Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рассматривать как результат творческой деятельности человека, так как оно помогает ему определить отношение к природе, обществу и, наконец, к самому себе. Чаще всего понятие творчество рассматривается в контексте художественной деятельности. В этом случае под ним понимается «образное сознание и практическое созидание произведений искусства как реальных носителей художественной информации». Художественное творчество связано с эстетикой, а значит, с формированием художественного вкуса и опытом эстетического восприятия окружающего мира.

Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя восприятие им окружающего мира. Приобщение к окружающему миру и обществу происходит в его среде в процессе передачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому. Особое место в социализации занимает искусство, высочайшие образцы которого представляет нам художественный музей. Являясь связующим звеном между эпохами и культурами, искусство развивает чувственный опыт восприятия окружающего мира, просвещает, дает новое знание о ранее неизвестном, в первую очередь о самом человеке.

Опыт развития образовательной деятельности музея в XIX и первой половине XX в. условно позволяет выделить две группы - профессиональные и собственно образовательные музеи. К первой группе относятся музеи технического, естественно-научного, этнографического, историкокраеведческого и искусствоведческого профилей. В свою очередь, ко второй - непрофессиональные музеи: педагогические, школьные и детские.

Профессиональные музеи. Активное воздействие на развитие музейного дела во второй половине XIX - начале XX в. оказал набиравший силу в Европе и Северной Америке научно-технический прогресс. На этом фоне в разных странах разворачивались промышленные, художественные и торговые выставки, которые нередко становились стимулом для создания новых музеев. Наибольшее влияние на создание музеев нового типа - художественно-промышленных - оказали Всемирные выставки. В континентальной Европе интерес к промышленному искусству был характерен прежде всего для Германии и Австро-Венгрии. Примером тому служат музеи искусства и промышленности, появившиеся в ряде европейских городов: в Вене (1863), Карлсруэ (1865), Берлине (1867), Гамбурге (1869), а в 1870-е гг. - в Будапеште (1872), Дрездене, Лейпциге и др. Основанные с целью составить образцовую коллекцию для обучения ремесленников, в своей деятельности они стремились показывать ученикам и посетителям образцы хорошего вкуса, а также продемонстрировать технические процессы изготовления предметов быта. Одновременно с музеями названного профиля активно развивались и естественно-научные музеи, которые, в отличие от художественно-промышленных, ставили перед собой скорее просветительские, чем образовательные задачи.

Интерес к природе, науке, народной культуре и истории выразился в открытии зоопарков, музеев политехнического, этнографического и исторического профилей. Так, в 1873 г. в Стокгольме шведским этнографом А. Хазелиусом был открыт Северный музей, впоследствии (в 1891 г.) ставший первым музеем под открытым небом

(Скансен). В структуру музея в Скансене вошли старинные постройки, свезенные изо всех уголков Скандинавского полуострова. Для интерьеров зданий была собрана аутентичная мебель и утварь. Демонстрируя в естественном окружении быт человека, музей поставил перед собой задачу изучения и пропаганды этнографического материала. С целью демонстрации достижений естественных наук и техники в 1872 г. в Москве на основе материалов Всероссийской политехнической выставки впервые распахнул двери для посетителей Музей прикладных знаний. Одной из основных задач музея было содействие развитию технических знаний и науки в широких массах.

Наиболее успешно теория и методика образовательной деятельности развивалась в Германии. Именно здесь в 1903 г. был создан подлинный эталон музея естественно-научного профиля - Немецкий музей шедевров естествознания и техники в Мюнхене, который появился в результате проводившихся систематически с 1882 г. в этом городе технических выставок. Он задумывался как учреждение, не только хранящее материалы о выдающихся достижениях естественных наук и техники, но и показывающее влияние научно-технического прогресса на жизнь общества. В экспозиции с помощью действующих моделей и предметов, работавших в интерактивном режиме, демонстрировались разные ремесла и технические средства.

Педагогические и школьные музеи. Педагогические музеи в большей степени были характерны для России, где организовывались по инициативе органов народного образования, губернских и уездных земств и разного рода просветительских обществ. Старейшим не только в России, но и в Европе стал основанный в 1864 г. в Петербурге Педагогический музей военно-учебных заведений. Основанный как просветительное учреждение вневедомственного значения, он задумывался с целью разработки актуальных проблем педагогической науки. Коллекции музея были распределены по трем группам: школьные пособия, пособия по изучению человека как предмета воспитания и пособия по внешкольному воспитанию.

Наряду с педагогическими широкое распространение имели и школьные музеи. Появившись в большом количестве на рубеже XIX-XX вв., они были вызваны к жизни потребностью научить детей извлекать знания как из непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из предметов, собранных в школьном музее. Такие музеи были принадлежностью школ низшей ступени, ориентировавших своих воспитанников на трудовую деятельность, и главным принципом их комплектования была полезность предмета для знакомства с окружающей действительностью.

Детские музеи. Родиной детских музеев является Англия. В 1872 г. принцем Уэльским в Лондоне был открыт Музей детства. Являясь частью Южно-Кенсингтонского музея, он специализировался на собирании разного рода раритетов, но в особой степени - на коллекциях костюмов, игрушек и игр разных стран. Однако при всей своей популярности у посетителей музей начал специализироваться на работе с детьми и учителями лишь с 1920-х гг. В 1899 г. появляется Бруклинский детский музей, в 1901 г. - Детская комната Смитсоновского института в Вашингтоне, а в 1913 г. - Детский музей в Бостоне. В н не было строгой изоляции посетителя от музейного предмета. В начале XX в. детские музеи появились в таких крупных городах США, как Бостон, Детройт, Индианаполис и т. д. Все они были продуктом частной педагогической инициативы, ориентированной на образовательные запросы общества.

Детские музеи США стали стимулом для разработки концепции отечественного детского музея. Она была предложена исследователем А. У. Зеленко. В Москве в 1920 г. был открыт Музей игрушки. Его автором был Н. Д. Бартрам - художник-игрушечник, который всю жизнь создавал игрушки и занимался их исследованием. Экспозиция музея, состоявшая из четырех залов, раскрывала эволюцию игры и игрушки в жизни ребенка. Десятью годами позже в Москве педагогом и музейным деятелем Я. П. Мексиным был основан Музей детской книги. Его целью было познакомить детей 8-16 лет с историей, содержанием, оформлением и жизнью книги. Возникнув на базе выставки детской книги, музей представлял собой полифункциональное пространство, включавшее динамичную экспозицию, игровую зону, библиотеку, театр и мастерскую.

Подводя итог, отметим, что направленность, содержание и особенности развития образовательной деятельности музеев являются отражением происходящих в обществе политических и экономических процессов, выражают его актуальные культурные потребности.

Рис. 5

Рис. 6

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >