История становления музейной педагогики. Россия

Начало теоретического осмысления опыта педагогической работы в российских музеях ознаменовалось изданием «Экскурсионного вестника», специальный выпуск которого за 1916 г. был полностью посвящен работе музеев со школьниками. Особое место среди публикаций заняла статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству». В ней автор высказывает мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое понимание его влияния на душу человека. Произведение искусства следует изучать как самоценный эстетический объект, а не как приложение к истории культуры или к общей истории. Средством общения с подлинником Н. Романов считал эстетическую экскурсию, задача которой - «ввести зрителя в ряд эстетических переживаний и дать серьезный углубленный анализ известного произведения».

Автор полагал, что экскурсия будет полезна лишь при том условии, что учащиеся уже имеют определенный уровень художественной подготовки, а это, по его мнению, возможно не раньше, чем в 14 лет. Н. И. Романов был первым на пути осмысления образовательной деятельности отечественного художественного музея. Дальнейшее ее развитие происходило уже в новых социально-экономических условиях.

После событий октября 1917 г. реформа музейного дела, вызвавшая к жизни активизацию его просветительской деятельности с ориентацией на нового зрителя, шла параллельно с реформой образования, в котором важное место отводилось эстетическому воспитанию. Суть музейной реформы заключалась в резкой активизации просветительской работы, ориентированной на нового зрителя.

В 1923 г. в Харькове была опубликована работа Ф. И. Шмита «Искусство как предмет обучения», в которой рассматривались цели и задачи эстетического воспитания детей. Понимая искусство как активную психическую деятельность, автор ратовал за его включение в школьную программу, видя в нем средство, которое способствует формированию творческой личности. В целом процесс обучения, по мнению ученого, должен опираться на закономерности естественного развития ребенка, и по этой причине начальное обучение должно быть ни чем иным, как активным процессом накопления жизненного опыта, который включает сенсорные и эмоциональные впечатления, переживание ребенком его взаимодействия с окружающим миром.

Большой вклад в становление музейной педагогики внес А. Ба-кушинский. Он исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Выступая против иллюстративного подхода к рассмотрению произведения искусства, он утверждал необходимость акта сопереживания в процессе восприятия, считал, что художественное произведение является символом, который выражает творческое действие художника. Подобное творческое действие оно должно пробу дить и у зрителя. А. Бакушинский видел в искусстве «материализованный и ... сгущенный результат творческого оформления художником не только своих впечатлений от внешнего мира, но самого мира в его объективной данности».

По мнению А. Бакушинского, основная задача методики художественного воспитания - раскрыть непосредственную связь между искусством и зрителем через переживание произведения как художественного организма, наделенного комплексом формальных средств (цвет, форма, композиция), требующих своего прочтения. Большое внимание в практике экскурсионной работы А. Бакушинский уделял преподавателю, ставя перед ним три обязательных условия:

  • - уметь самому пережить произведение искусства;
  • - знать историко-искусствоведческий контекст произведения искусства;
  • - иметь психологический подход к группе.

Грубой педагогической ошибкой А. Бакушинский считал изгнание из школы эстетического созерцания, которое может быть и моментом завершения детского творческого процесса, и моментом вступления в новый творческий ряд, где отправным толчком является уже созданное не ими художественное произведение.

А. Бакушинский, как и его зарубежные коллеги, пришел к выводу о необходимости создания системы музейно-педагогической работы, в основе которой он видел прежде всего экскурсионные циклы. Заслуга А. Бакушинского в том, что он первым в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и школьной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.

В 1930-1940-е годы происходит переориентация музеев всех профилей в соответствии с задачами торжества марксистско-ленинской идеологии и идейно-политического воспитания масс. Трансформация подходов к задачам музейного образования нашла свое отражение в многочисленных публикациях журнала «Советский музей». Основанный в 1931 г., он на протяжении предвоенного десятилетия был рупором новой идеологии. От педагогической деятельности первых послереволюционных лет сохранились лишь внешние черты массовости и просветительства. Музейный урок превратился в обычный, с той разницей, что проводился на музейной экспозиции, причем целью его были не эмоциональные впечатления, а «максимум навыков для самостоятельной работы на основе полученных знаний».

В своих исследованиях отечественные специалисты сконцентрировали внимание прежде всего на специфике художественного музея. Большой их заслугой является определение цели отечественного художественного воспитания. Она виделась как формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательной деятельности.

Рис. 4

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >