История становления музейной педагогики. Германия

Музейно-образовательная деятельность в этой стране не носила такого энергичного и целенаправленного характера, как в США. Она была обязана своим существованием энтузиазму отдельных личностей, среди которых особое место занимает А. Лихтварк, ставший пионером не только немецкой, но и европейской музейной педагогики. Своей практической деятельностью он немало способствовал распространению просветительской работы в области искусства, ибо был убежден в том, что музей, как и школа, является местом обучения.

Воплощая на посту директора Гамбургского художественного музея Кунстхалле лозунг «Искусство - в жизнь», А. Лихтварк всей своей многогранной деятельностью стремился избавить музей от рутины. Среди его успешных начинаний следует назвать:

- организацию любительских курсов живописи и графики под руководством профессиональных художников;

  • - учреждение «Общества гамбургских друзей искусства» с изданием ежегодника, освещавшего проблемы искусства, фотографии, художественного оформления жилища и т. д.;
  • - организацию выставок детского творчества;
  • - основание общества содействия развитию любительской фотографии и формирование уникальной коллекции фотоснимков;
  • - создание коллекции учебных пособий (игрушечный печатный станок и др.);
  • - содействие развитию современной живописи, в том числе гамбургских художников;
  • - содействие организации Гамбургского клуба художников;
  • - осуществление пристройки к старому музею нового большого здания.

Занимая административную должность и вникая буквально во все стороны художественной жизни Гамбурга, А. Лихтварк в то же время преподавал ремесленникам в берлинском музее декоративного искусства, читал публичные лекции с демонстрацией образцов кустарной промышленности. Однако главным своим делом он считал работу с детьми. Утверждая необходимость первостепенного развития эмоционального начала с опорой на жизненный опыт ребенка, он уделял главное внимание восприятию изобразительного искусства, выступая против аналитического подхода к его изучению в школе. Избрав основной формой работы в музее экскурсию, педагог строил ее на принципе диалога, считая при этом, что «обсуждение картины должно представлять собой маленькую драму и иметь прелесть импровизации, при которой свободно раскрываются все силы».

Представление о методе работы А. Лихтварка в условиях музейной среды дает его книга «Упражнения в рассматривании произведений искусства» (1909), представляющая собой стенограмму занятий с 12-летними выпускницами гамбургской женской гимназии. Каждая встреча в музее проходила только у одной картины. Как правило, это было произведение современного немецкого художника, зачастую связанное с темой детства (педагог считал, что дети такие произведения воспринимают лучше, чем работы старых мастеров). В ходе про исходящего перед картиной диалога зрители очень подробно рассматривали ее, «исследуя» композицию, сюжет, психологию персонажей в связи с литературой и музыкой своего времени, учась тем самым общению с искусством. При этом автор «Упражнений» утверждал: «Метод вопросов и ответов не единственный, существуют и другие методы анализа материала, но категорически не рекомендуется выстроенный доклад, неизбежно подавляющий самостоятельность» [12, с. 26]. Такой подход, естественно, нарушал сложившуюся методику преподавания искусства, в основе которой лежало жестко заданная сумма знаний, прежде всего о стилях в искусстве.

Поясняя специфику своего метода, А. Лихтварк писал: «Мы стремимся к тому, чтобы охватить взглядом всю эпоху, показать, как она отразилась в единичном произведении, какое впечатление оно производит» [12, с. 26]. Вместе с тем он предостерегал от навязывания зрителям авторитарных суждений об искусстве. Впервые введя понятие музейные диалоги, А. Лихтварк стал основоположником музейно-педагогической методики, цель которой он видел в развитии умения творчески воспринимать произведение искусства через понимание замысла художника.

Наряду с А. Лихтварком большое влияние на развитие художественного образования оказал профессор Мюнхенского университета К. Фолль. Являясь сторонником идеи самоценности художественного памятника, он считал, что целью преподавания искусства является «систематическое упражнение глаза». Не отрицая полезности преподавания истории искусства в школе, К. Фолль утверждал, что оно служит второстепенным целям, когда направлено лишь на содействие изучению других дисциплин. В противовес традиционной точке зрения на изучение искусства как на заучивание фактов, имен и стилей ученый предлагал так построить процесс обучения, чтобы люди «не переставали мыслить, разглядывая художественные произведения», и самостоятельно, анализируя их зрительные образы, учились находить и различать особенности разных стилей и почерк мастеров. По сути дела, своими трудами К. Фолль заложил научные основы формирования визуального мышления.

Накопленный к началу XX в. опыт образовательной деятельности в немецких музеях позволил одному из создателей Немецкого музея шедевров естествознания и техники в Мюнхене Г. Кершенштай-неру написать книгу «Теория образования» (1926). В ней он обосновал необходимость организации деятельности немецких музеев по педагогическому принципу.

Основные принципы образовательной деятельности музея Г. Кершенштайнер сформулировал следующим образом:

  • - методика музейно-педагогического процесса должна определяться логикой содержания образования, психологическим состоянием объекта образования и целями образовательного процесса;
  • - музейно-педагогический процесс должен быть структурирован по принципу школьного учебного плана, с той разницей, что он «оперирует не описанием вещей, а самими вещами»;
  • - музей должен дать возможность зрителю наглядно увидеть своими глазами технологические или творческие процессы с помощью всех доступных «педагогико-вспомогательных средств» (текстовые пояснения, кинофильмы, макеты и т. д.).

С начала 1920-х и в 1930-е гг. в Германии на первый план выходят проблемы взаимодействия музея и школы. Их решением занимается Центральный институт воспитания и обучения в Берлине, объединивший талантливых педагогов Л. Паллата, Д. Рихтера, Г. Фройденталя. Они содействовали созданию в музеях педагогических отделов и введению в их структуру должностей музейных педагогов. Тогда же в Майнце было издано методическое пособие Г. Кленка под названием «Музей и школа» (1927), включив в учебные планы описание римско-германского музея этого города, с методикой использования его коллекций в преподавании истории.

Большую роль в разработке обозначенной проблемы сыграла книга Г. Фройденталя «Музей - народное образование - школа» (1931). В ней автор утверждал, что необходимо уяснить сущность различия между музеем и школами и границы их возможностей, и лишь после этого - планировать совместную работу. Успешность занятий в музее Г. Фройденталь связывал со следующими условиями:

  • - каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;
  • - учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа, а потому нужно готовиться к нему;
  • - посещать занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, т. е. когда дети не устали и готовы к восприятию;
  • - следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;
  • - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;
  • - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

Он считал музейного педагога именно тем специалистом, который способен организовать процесс обучения школьников в музее. Г. Фройденталь рекомендовал начинать знакомить детей младшего возраста с краеведческими, естественно научными и художественными музеями, в старшем возрасте с техническими и специальными музеями.

Именно Г. Фройденталь предложил термин музейный педагог, имея в виду музейного специалиста с педагогическим образованием, способного организовать образовательный процесс в музейной среде.

Взаимоотношения школы и музея занимали и А. Рейхвейна -руководителя отдела «Школа и музей» в этнографическом музее Берлина в 1939-1944 гг., который одним из первых ввел в обиход термин музейная педагогика. Успех педагогической деятельности в музее А. Рейхвейн связывал со следующими условиями:

  • - экспозиция музея строится с учетом образовательных задач школы;
  • - посещение классом вместе с учителем экспозиции согласовывается с музеем;
  • - в музейном пространстве учитель имеет хороший творческий контакт с классом;
  • - в работе своих творческих объединений учителя уделяет внимание музею;
  • - научные сотрудники музея занимаются подготовкой учителей;
  • - музей как образовательное учреждение открыт и доступен учителям разного профиля.

Поступательное развитие немецкой музейной педагогики было прервано наступлением на культуру и образование в 1930-е гг. фашистской идеологии и Второй мировой войной. Тем не менее отметим вклад Германии в развитие музейно-педагогической деятельности, который состоял в следующем:

  • - экскурсия утвердилась как основная форма музейнопедагогического процесса;
  • - впервые было введено понятие музейные диалоги (А. Лихтварк);
  • - Германия стала издавать первый в Европе журнал «Музеум-скунде» («Музейное дело»), освещавший на своих страницах образовательную деятельность музея;
  • - образовательная деятельность музея стала объектом научного исследования (Г. Кершенштайнер и Г. Фройденталь);
  • - впервые в научный обиход был введен термин музейная педагогика (1934), содержанием которого, по мнению Я. К. Фризена (1934), являются традиции художественного воспитания музейными средствами, опирающиеся на просветительскую работу и музейную дидактику.

Таблица 1

Становление музейной педагогики в Германии

н

аучные деятели и институты, занимающиеся проблемами музейно-педагогической мысли

А. Литварх

Научно-методические работы: «Упражнения в рассматривании произведений искусства» (1909)

Основные формы педагогической деятельности:

— организация любительских курсов живописи и графики под

руководством профессиональных художников;

учреждение «Общества гамбургских друзей искусства» с изданием ежегодника, освещавшего проблемы искусства, фотографии, художественного оформления жилища и т. д.;

  • — организация выставок детского творчества;
  • — основание общества содействия развитию любительской фотографии и формирование уникальной коллекции фотоснимков;
  • — создание коллекции учебных пособий (игрушечный печатный станок и др.);
  • — содействие развитию современной живописи, в том числе гамбургских художников;
  • — содействие организации Гамбургского клуба художников

Теоретические и практические принципы в музейной педагогике:

  • — чтение публичных лекций с демонстрацией образцов кустарной промышленности:
  • — утверждение первостепенного развития эмоционального начала с опорой на жизненный опыт ребенка;
  • — акцент в музее на восприятие посетителями изобразительного искусства;
  • — основная форма работы в музее - экскурсия, построенная на принципе «музейного диалога»; формирование музейно-педагогической методики, цель которой является развитие умения творчески воспринимать произведения искусства через понимание замысла художника

К. Фолль

Теоретические и практические принципы в музейной педагогике:

  • — идея самоценности художественного памятника;
  • — целью преподавания искусства является «систематическое упражнение глаза»;
  • — процесс обучения должен быть построен так, чтобы люди «не переставали мыслить, разглядывая художественные произведения», и самостоятельно, анализируя их зрительные образы, учились находить и различать особенности разных стилей и почерк мастеров (научные основы формирования визуального мышления)

Г. Кершенштайнер

Научно-методические работы: «Теория образования» (1926) - обоснование необходимости организации немецких музеев по педагогическому принципу и обозначение путей осуществления этой цели

Основные принципы образовательной деятельности музея:

  • — методика музейно-педагогического процесса должна определяться логикой содержания образования, психологическим состоянием объекта образования и целями образовательного процесса;
  • — музейно-педагогический процесс должен быть структурирован по принципу школьного учебного плана, с той разницей, что он «оперирует не описанием вещей, а самими вещами»;
  • — музей должен дать возможность зрителю наглядно увидеть

своими глазами технологические или творческие процессы с помощью всех доступных «педагогико-вспомогательных средств» (текстовые пояснения, кинофильмы, макеты и т. д.)

Д. Рихтер

Издание в Майнце методического пособия в 1927 г. Г. Кленка «Музей и школа» Центральный институт воспитания и обучения в Берлине. Создание в музеях педагогических отделов и введение в их структуру должностей музейных педагогов

н

аучные деятели и институты, занимающиеся проблемами музейно-педагогической мысли

Г. Фройденталь

Основной научный труд: «Музей - народное образование - школа» (1931):

  • — каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;
  • — учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа, а потому нужно готовиться к нему;
  • — посещать занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, т. е. когда дети не устали и готовы к восприятию;
  • — следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;
  • — отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;
  • — итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.)
  • — педагогическая методика организации школьных занятий в музее, в которой предусматривались этапы их подготовки, проведения и закрепления;
  • — музейный педагог - специалист, который способен организовать процесс обучения школьников в музее;
  • — формулировка термина музейный педагог - музейный специалист с педагогическим образованием, способный организовывать образовательный процесс в музейной среде

А.Рейхвейн

А. Рейхвейн - руководитель отдела «Школа и музей» в этнографическом музее Берлина в 1939— 1944 гг.

Теоретические и практические принципы в музейной педагогике:

  • — экспозиция музея должна строиться с учетом образовательных задач школы;
  • — посещение классом вместе с учителем экспозиции должно

согласовываться с музеем;

  • — в музейном пространстве учитель должен иметь хороший творческий контакт с классом;
  • — в работе своих творческих объединений учителя должны уделять внимание музею;
  • — научные сотрудники музея должны заниматься подготовкой учителей;
  • — музей как образовательное учреждение должен быть открыт и доступен учителям разного профиля
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >