История становления музейной педагогики. США

Музеи Англии оказали огромное влияние на формирование музейного дела в Соединенных Штатах Америки. Молодая страна, как в плане эстетических идей, так и в плане развития промышленности, в XIX в. находилась в культурной зависимости от Европы. Состоявшаяся в 1876 г. в Филадельфии выставка американского декоративноприкладного искусства, продемонстрировав эту зависимость, послужила толчком для возникновения движения «За возрождение искусства и ремесел», принявшего национальный характер. Деятели этого движения ориентировались в значительной мере на технический прогресс. В том же году в Детройте на базе Музея искусств была открыта первая в США Школа промышленных искусств. Пример Южно-Кенсингтонского музея был положен в основу образовательной концепции музеев Нью-Йорка, Бостона, Чикаго и других городов, которые наглядно демонстрировали пользу музея с помощью художественных выставок и социальных акций. Известный психолог и педагог Дж. Дьюи рассматривал искусство с утилитарных позиций, знакомство с ним сводил к задачам формирования практических навыков и умений делать удобные вещи.

Идея полезности лежала в основе идеологии и практической деятельности открывавшихся в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и Чикаго художественных музеев. Примечателен в этом смысле опыт Музея искусств Толедо, вовлекавшего горожан в работы по благоустройству города, организовывавшего дидактические выставки моделей домов, интерьеров, пригородных участков и даже распространявшего рекомендации по огородничеству. По его инициативе был создан «Клуб птиц», в рамках деятельности которого школьники разводили и обихаживали птиц в парках города, что стало наглядным примером привлечения детей к полезному делу.

В то же время каждый музей в той или иной мере преследовал и сугубо образовательные цели, а в некоторых из них даже специально вводилась должность музейного учителя (Бостонский музей искусств). Так, в музее искусств г. Детройта с 1890 г. велась широкая просветительская работа по изобразительному искусству, археологии, литературе и различным отраслям науки. Наиболее ярко образовательные цели были обозначены в Уставе крупнейшего художественного музея США - Метрополитен музея (Нью-Йорк). Основанный в 1870 г. с целью развития и изучения изящных искусств, применения их в производстве и практической жизни, а также для развития художественного образования, он отражал влияние английских и немецких музеев. Современный Метрополитен музей является образцом американского музея как по обширности и качеству коллекций, так и по масштабам и разнообразию форм работы со зрителями (экскурсии, концерты, лекции, просмотры кинофильмов, путеводители, методические разработки и материалы).

В американской культуре сформировался свой, не свойственный Европе тип музея, в котором памятники истории и техники предъявляются посетителю в контексте разнообразных направлений человеческой деятельности. Таков Национальный музей истории и техники в Вашингтоне (основан в 1904 г.) с коллекциями, отражающими развитие в США за двести лет науки, политики, промышленности, транспорта, изобразительного искусства, военного дела и т. д.

Активное и во всех отношениях успешное развитие образовательной деятельности в 1930-1940-е гг. утверждает ее как главную функцию американских музеев, которые, по мнению исследователей, все более превращаются в «свободные неформальные арт-колледжи» (Т. Л оу) и учреждения образования. Показателен в этом отношении пример Художественного музея г. Цинциннати, где в 1930 г. был организован отдел образования, разработавший программу воскресных занятий для детей. Они включали мифологию, музыку, историю, географию, занятия по скульптуре. Очень важно, что при разработке образовательных программ были учтены достижения педагогики того времени.

В это же время видный американский специалист В. Дамик выдвигает мысль о необходимости превращения педагогической службы музея в экспериментальную лабораторию для отработки учебных методик и изучения психологии детского восприятия. Образовательная деятельность музеев США оказала определенное влияние на развитие аналогичных процессов в соседних странах американского континента.

Рис. 3

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >