История становления музейной педагогики. Великобритания

Основой для развития музейного дела в Западной Европе и в России в последующую эпоху стали идеи французского и немецкого Просвещения. Гуманистическая философия энциклопедистов, Ф. Вольтера, Д. Дидро, Г. Лессинга, И. Гердера, И. Канта, И. Винкельмана привела к осознанию ценности цивилизации, что обусловило активный интерес к гуманитарным наукам и искусству, осведомленность в которых оценивалась как долг каждого человека. В эпоху Просвещения возникла и получила развитие столь актуальная сегодня образовательная и социокультурная функция музея, ставшего центром популяризации искусства и науки.

В 1753 г. по решению парламента был открыт Британский музей. В основу его собрания легли частные коллекции X. Слоуна, Р. Коттона, Р. Харли, У. Гамильтона и других собирателей. Огромную часть его экспонатов составили рукописи, археологические памятники, разного рода диковинки природы. Особо стоит выделить библиотеку музея. Задуманная как его неотделимая часть, она и поныне считается одной из крупнейших в мире. Собрания Британского музея немало содействовали не только расширению познаний его посетителей, но и развитию таких отраслей науки, как археология и история, а потому его с полным основанием можно назвать образовательно-исследовательским музеем.

XIX в. стал временем бурного расцвета музейного дела. Достаточно сказать, что большинство известных музеев мира возникло именно в этот период. Уже к середине века развитие исторической науки и урбанизированной культуры приводит общество к осознанию того факта, что именно музей является наиболее приемлемой формой сохранения культурного опыта человечества. Если в первой половине XIX в. в Европе преобладали «храмы искусства» - художественные музеи, то развитие промышленности изменило взгляды как на роль науки в жизни общества, так и на искусство и профессиональное образование художников.

Уделяя особое внимание исходной красоте материалов, используемых в художественной деятельности, Д. Рескин и У. Моррис обосновывали новый подход к эстетической организации среды. Идеи названных представителей эстетической мысли того времени нашли свое частичное осуществление в открывшемся в 1852 г. в Лондоне музее, ориентированном на «библию искусства», как тогда называли промышленное искусство. Идея его создания возникла после феноменального успеха Лондонской выставки 1851 г., на которой были представлены образцы такого искусства.

Цели музея определялись следующим образом:

  • - распространять искусство среди всех слоев общества;
  • - поднять уровень художественного образования в целом;
  • - улучшить качество индустриального искусства.

Своей главной задачей Южно-Кенсингтонский музей считал помощь людям в улучшении жизни через предметы повседневного быта, созданные руками специально подготовленных ремесленников, а потому принимал деятельное участие в их профессиональном обучении на образцах из своего собрания, которое представляло собой причудливую смесь промышленных и художественных (вплоть до живописной) коллекций.

В 1880-е гг. в музее была создана служба взаимодействия с учителями средних школ, целью которой было обеспечение совместной работы по научно-техническому и художественному воспитанию и образованию учащихся. Объединив музей и школу в единое целое для максимального воздействия на все слои общества, первый его директор Г. Коль был первым среди тех, кто увидел образовательную суть музея, заявив следующее: «Пока музеи и галереи не поставят перед собой образовательные цели, они представляют собой скучные и бесполезные учреждения».

Тем самым можно констатировать, что Англия стала первой страной, где образовательная функция профессионального музея обозначилась в рамках идеологии его существования и обучения художников-ремесленников. Опыт Южно-Кенсингтонского музея следует считать отправной точкой и для формирования системы взаимодействия музея с художественной и общеобразовательной школами.

Впервые в мировой практике при нем с целью расширения влияния музея на учебно-воспитательный процесс была создана служба по работе с учителями средних школ.

Эпоха Просвещения: развитие образовательной и социокультурной функции музея; музей -центр популяризации науки и искусства

XIX в. - время бурного расцвета музейного дела; музей является наиболее приемлемой формой сохранения культурного опыта человечества

Открытие Британского музея в 1753 г. экспонаты, рукописи, археологические памятники, разного рода диковинки природы

СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Англия стала первой страной, где образовательная функция профессионального музея обозначилась в рамках идеологии его существования

1852 г. - открытие Южно-Кенсингтонского музея

Цели: распространять искусство среди всех слоев общества; поднять уровень художественного образования; улучшить качество индустриального искусства.

В 1880-е гг. в музее была создана служба взаимодействия с учителями средних школ, целью которой было обеспечение совместной работы по научно-техническому и художественному воспитанию и образованию учащихся

Рис. 2

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >