ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

История становления музейной педагогики. Древний мир

Первоначальным местом накопления культовых и материальных ценностей, к которым относились и произведения искусства, были храмы и дворцы правителей. Такие коллекции, символизировавшие богатство или общение с божественными силами, складывались еще в Вавилоне и Египте, где доступ к ним имело очень ограниченное количество зрителей. Однако уже в Античности произведения искусства стали не только воплощением экономического преуспевания их владельца, предметами отправления культа или услаждения изысканного вкуса, но и средством воспитания. В Греции и позднее Риме обладателями произведений искусства были, прежде всего, храмы, в которых находились изваяния богов и предметы культа. Священнослужители в них, помимо своих основных функций, выполняли также роль хранителей и «экскурсоводов», показывая эти сокровища посетителям.

Наряду с храмами, посвященными верховным богам, греки основали и мусейоны - святилища. Именно в мусейонах, этих центрах духовной жизни древних греков, собиравших на ученые диспуты и состязания философов, поэтов и музыкантов, накапливались произведения искусства, отражавшие и культ муз-покровительниц, и события текущей жизни. Постепенно мусейоны трансформировались в академии и собственно мусеи. Самый знаменитый мусейон древности был основан в Александрии Египетской в III в. до н. э. сподвижником Александра Македонского, царем Птолемеем Сотером. Творение царя Птолемея, сыгравшее большую роль в распространении греческой культуры (в этой связи правомерно говорить о его просветительско-образовательном значении), представляло собой, с современной точки зрения, огромный научно-исследовательский комплекс. Он включал в себя уникальную библиотеку, хранившую ценнейшую коллекцию греческих свитков, обсерваторию, парк и ботанический сад.

К середине II в. до н. э. Грецию и эллинистические государства захватил Рим, довольно быстро освоивший их культурные достижения. Концентрация античных памятников в Вечном городе была исключительно велика в силу сформировавшегося у римлян ощущения исторического времени, что открывало возможность оценить греческое наследие по достоинству. С другой стороны, собрания художественных произведений приобретали общественный характер и значение. Активными сторонниками открытия широкой публике коллекций предметов искусства были знаменитые литераторы Цицерон и Петроний. В свою очередь, идя навстречу желаниям подданных, Цезарь принимает решение о строительстве на Капитолии специального здания для публичной демонстрации его собственных коллекций. Позже, восстановив расположенный у основания Капитолия Храм Согласия и разместив в нем коллекции статуй, картин и разного рода художественных изделий, Август предложил превратить храм в главный императорский музей Рима. Все эти акции при всем своеобразии римских нравов, безусловно, имели просветительский смысл.

Рис. 1

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >