Методические основы выполнения проекта «Клубное здание»

Выполнение проекта «Клубное здание» - это процесс поиска архитектурного образа объекта, отражающий содержание и функцию в едином значении.

При анализе примеров современной зарубежной архитектурной практики, интересно привести следующие примеры рис. 3.29 - 3.32 [30]. Архитектор Ренцо Пьяно предложил следующую архитектурную форму - три деревянных куба на территории средневекового замка-города, the new Auditorium Aquila, который содержит 238-местный концертный зал (рис. 3.29).

Auditorium Aquila by Renzo Piano Building Workshop

Рис. 3.29. Auditorium Aquila by Renzo Piano Building Workshop

Музыкальный центр в Рио-дс-Жансйро, Рис. 3.31. Концертный зал «Зенит» - Сент-проект бюро Кристиана де Портзампарка. Этьен, Франция, арх. Норман Фостер

Рис. 3.30. Музыкальный центр в Рио-дс-Жансйро, Рис. 3.31. Концертный зал «Зенит» - Сент-проект бюро Кристиана де Портзампарка. Этьен, Франция, арх. Норман Фостер

Медиа-комплекс от СААТ Studio Architecture

Рис. 3.32. Медиа-комплекс от СААТ Studio Architecture.

Интересна концепция построения образа Медиа-комплекса от СААТ Studio Architecture - его постройка планируется на одной из самых красивых возвышенностей горной системы Эльбурс со множеством парков (рис. 3.32). Медиа-комплекс представляет собой своеобразный амфитеатр, в котором зрители могут подняться на специальные площадки на крыше комплекса, откуда открывается чудесный вид. Концепция построения образа - это поиск формы и функциональной структуры содержания объекта, будто причудливо сложенного из нескольких листов бумаги. В здании должны разместиться галереи (с постоянными и временными выставками), творческие и учебные мастерские, музыкальные студии, фотостудии и фотогалереи, залы для представлений, кинотеатр, библиотека, ресторан и кафе. _____

Рассмотрим особенности методической последовательности формирования образа клубного здания, базируясь на рассмотренных выше шести стадиях проектного моделирования, представленных на рис. 3.1.

  • 1. Клубное здание в зависимости от размещения в поселке может проектироваться в составе общественного центра или в парковой зоне. Для формирования объема зданий, его планировочной организации может быть характерно как четкая и симметричная, так и живописная планировочная структура с использование природных возможностей рельефа и элементов благоустройства. Размещение здания клуба может быть связано с улицей, площадью с целью включения окружающего пространства в общую идею композиционного развития общественного центра поселка. Поэтому на информационной стадии тактико-стратегического развития, выбирая участок для проектирования клубного здания, следует выполнить анализ природной среды, рельефа , композиционный анализ участка и разработать индивидуальную программу-задание на проектирование.
  • 2. На эмпирической стадии тактико-стратегического развития знаковосимволическое изображение становится отправной точкой для моделирования эскиза художественного образа объекта. Все ассоциации и представления необходимо изобразить графически с небольшими словесными пояснениями. Очень важно суметь сфокусировать имеющуюся информацию через подачу ее сущностной стороны через образно-графическое представление (рис. 3.33).
  • 3. В процессе первичного и ассоциативного эскизирования на концептуальной стадии тактико-стратегического развития итогом поиска становится ряд эскизов композиционных решений будущего объема клубного здания, которые будут источником для последующего развития образа, преобразования функциональной структуры (рис. 3.34 - 3.36). Разработки вариантных решений планировочной структуры клубного здания необходимо проводить параллельно с архитектурным решением фасадов. Серия эскизов должна выполняться с вписанием в среду и панораму поселка. При проектировании клуба активное влияние будет оказывать ассоциативный ряд из визуальных характеристик идеи: пластическое решение композиции, замкнутость пространства или геометризация форм и т.д. Тема может быть разной - конструктивные формы, как в мостах С. Калатравы, свойства стройматериала (стекло центра Картье Ж. Нувеля), декоративное начало (работы А. Гауди), природная форма - зеленые террасы Э. Амбаза в культурном центре в Фукуока [30].
  • 4. На стадии образно-предметного структурирования в основе решения главного ядра интерьеров клубного здания находится пространство «фойе - зрительный зал -сцена», каждое их которых несколько раз меняет свое место в роли композиционной структуры, решает как функциональную, так и эстетическую задачи. Пока зрители собираются перед спектаклем или концертом, главным помещением является фойе с его буфетами, зимним садом, местами отдыха и выставочным пространством. Но проходя в зрительный зал, его великолепие затмевает эффект, произведенный фойе. Когда гаснет свет в зрительном зале и открывается занавес, доминантой среды становится сцена - до тех пор, пока не закончится спектакль или концерт. Это - предусмотренная функцией объекта трансформация его композиции, протекающая и во времени, и в про странстве. Она требует весьма неординарного подхода к формированию проектного решения, композиционной структуры и оформления интерьера [33].

Организация внутреннего пространства центра - это и взаимосвязь зрительского и клубного комплексов в единую идею, и возможность самостоятельного функционирования и проведения концертов, разнообразных занятий, организации отдыха или спортивной деятельности. «Сегодня одним из путей обоснования выбора главного и второстепенного в формировании композиционной структуры объекта могут стать принципы сценарного моделирования, подсказанные технологией театрального искусства. «Одухотворение» функциональных процессов образует эмоциональнопсихологические противоречия средовой композиции; сопоставление пространств и крупных форм создает канву, последовательность эмоциональных ощущений; мебель, оборудование, декоративные элементы развивают идею, обогащают и разъясняют ее содержание. В процессе проектирования архитектор играет роль режиссера, «дирижируя» и расстановкой акцентов, и смыслом, и сопоставлением "мизансцен", где ведется диалог архитектурно-дизайнерских тем, формирующих композицию. Согласно найденной концепции художественного решения образа клубного здания архитектор корректирует типологическую последовательность функциональных процессов, подчиняя выбор «осей», «акцентов» и «доминант» своему пониманию средового образа [33, с. 60].

Крупнейшие зарубежные специалисты считают, что не функция диктует план, а необходимо предоставить достаточное пространство для выполнения любой функции (Мис ван дер Роэ), что конструкция остается единственным логическим решением, способным придать архитектуре настоящий смысл и способным к созданию выразительных форм (Ле Корбюзье), что сооружения получаются красивыми благодаря правильному распределению материалов (Ф. Фрейсине).

  • 5. Вписание клубного здания в среду является организацией образнопластического решения объекта и художественной организации пространственной системы (рис. 3.37, 3.38). Четкая дифференциация и соподчиненность элементов архитектурной системы - основа ее художественной выразительности. Внешнее пространство выступает в качестве контекста, окружающего архитектурный объект. Внутреннее пространство выражает функцию. В отношениях этих, взаимовлияющих на форму пространств, и создается объемно-планировочное решение клубного здания. На интеграционной стадии тактико-стратегического развития формируется художественный образ главной идеи проекта, который представляет собой анализ нескольких вариантов предложенных графических решений, оценку их концептуальности и выбор оптимального решения, (рис. 3.38). Это творческий процесс, отражающий индивидуальное мышление - авторское мышление, с развитыми элементами интуиции, спонтанности, абстрагирования и ассоциативности и в то же время с логической составляющей в основе выбора решения.
  • 6. Сформированная идея принимается за основу, дорабатывается, конкретизируется и переходит в этап творческой разработки - в проектную стадию тактикостратегического развития. Выбор главной идеи проекта фиксирует завершение этапа творческого поиска - комплексного решения градостроительных, архитектурнопланировочных и художественных задач (рис. 3.39 - 3.44).
Курсовая работа на тему «Клубное здание»

Рис. 3.33. Курсовая работа на тему «Клубное здание».

Поиск идеи на основе инсайтно-креативного подхода. Эскизы выполнили студенты 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Константинов А.И., Матвеев П.В., Лубнсвкая А.Ю., Рындина Е.И., (2013 г.), Царегородцева М.В., 2012 г.

Руководитель: Кокорина Е.В.

Курсовая работа на тему «Культурно-развлекательный центр»

Рис. 3.34. Курсовая работа на тему «Культурно-развлекательный центр». Поиск идеи на основе инсайтно-креативного подхода. Эскизы выполнили студенты 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Царегородцева М.В. ,2012 г. Масленко А.Н. (2008 г.), Рындина Е.И. (2013 г.) Руководитель: Кокорина Е.В.

Концепция формирования объемно-пространственного решения клубного здания. Выполнила ст. 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Рындина Е.И. 2013 г. Руководитель

Рис. 3.35. Концепция формирования объемно-пространственного решения клубного здания. Выполнила ст. 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Рындина Е.И. 2013 г. Руководитель: Кокорина Е.В.

Эскизное предложение объемно-пространственного решения здания культурно развлекательного центра

Рис. 3.36. Эскизное предложение объемно-пространственного решения здания культурно развлекательного центра. Выполнил студент 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Кашапов А. 2008 г.; Руководители: Шашкова Т.И., Кокорина Е.В.

Главная идея проекта. Эскизное предложение планировочного и объемнопространственного решения клубного здания. Выполнил студент 3-го курса

Рис. 3.37. Главная идея проекта. Эскизное предложение планировочного и объемнопространственного решения клубного здания. Выполнил студент 3-го курса

Афанасьев О. 2008 г. Руководители: Шашкова Т.И., Кокорина Е.В., 2008 г.

Клуб на 300 посетителей. Выполнила студентка 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Коровина Е.В. Руководители

Рис. 3.38. Клуб на 300 посетителей. Выполнила студентка 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Коровина Е.В. Руководители: Кокорина Е.В., Пупавцев Р.Н., Конухин И.Д.

Клуб на 300 посетителей. Выполнила студентка 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Ляшенко Ю.А. Руководители

Рис. 3.39. Клуб на 300 посетителей. Выполнила студентка 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Ляшенко Ю.А. Руководители: Кокорина Е.В., Пупавцев Р.Н., Конухин И.Д.

Клуб на 300 посетителей. Выполнила студентка 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Бобылкина Л.В

Рис. 3.40. Клуб на 300 посетителей. Выполнила студентка 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Бобылкина Л.В.

Руководители: Конухин И.Д., Ельчанинов А.П., Тимошенко А.В.

Клуб на 300 посетителей. Выполнил студент 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Козлов А.Г., 2013 г. Руководители

Рис. 3.41. Клуб на 300 посетителей. Выполнил студент 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ Козлов А.Г., 2013 г. Руководители: Кокорина Е.В., Ельчанинов А.П., Кислянских В.В.

КЛУБ НА 300 ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Пример концептуального решения образа «Клуба на 300 посетителей» Выполнили студенты 3-го курса

Рис. 3.42. Пример концептуального решения образа «Клуба на 300 посетителей» Выполнили студенты 3-го курса: Гурьев Г.С. и Гурьев А.С., 2013 г. Руководители: Кокорина Е.В., Ельчанинов А.П., Кислянских В.В.

Пример графического поиска и курсовой проект на тему «Досуговый центр на 300 посетителей». Выполнила студентка 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ

Рис. 3.43. Пример графического поиска и курсовой проект на тему «Досуговый центр на 300 посетителей». Выполнила студентка 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ: Данцсва Е.Р., 2014 г. Руководители: Труфанова Н.Н., Семенова Н.В., Зубцов А.Н.

Пример графического поиска и выполнения курсового проекта на тему «Досуговый центр на 300 посетителей». Выполнила студентка 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ

Рис. 3.44. Пример графического поиска и выполнения курсового проекта на тему «Досуговый центр на 300 посетителей». Выполнила студентка 3-го курса архитектурного факультета Воронежского ГАСУ: Ивлева Я.В., 2014 г.

Руководители: Шашкова Т.И., Пупавцев Р.Н., Шакалова Е.Ю.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Какое количество стадий тактико-стратегического развития проектного моделирования выделяется при разработке проекта?
  • 2. Какие стадии тактико-стратегического развития включаются в этап творческого поиска?
  • 3. Что включает в себя градостроительный анализ территории поселка?
  • 4. С чего начинается и что включается в информационную стадию тактико-стратегического развития?
  • 5. Каковы особенности эмпирической стадии тактико-стратегического развития?
  • 6. Что включает в себя концептуальная стадия тактико-стратегического развития?
  • 7. Какие эскизы разрабатываются на стадии образно-предметного структурирования?
  • 8. Что такое главная идея проекта?
  • 9. В чем заключаются особенности проектной стадии тактикостратегического развития?
  • 10. Что такое исследовательская креативность?
  • 11. Что такое ассоциативная креативность?
  • 12. Что такое трансформационная креативность?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >