МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Общие положения

Важной особенностью начальной профессиональной архитектурной подготовки является:

  • - индивидуальная работа преподавателя со студентом, когда создается система диалога как главного принципа такого метода. «Его эффективность, кроме общих вопросов, зависит от индивидуального подхода преподавателя к студенту, рождается в дискуссиях и групповых обсуждениях проектов на заключительных и промежуточных стадиях» [18, с. 44];
  • - комплексная работа над темой;
  • - пробуждение творческой активности. Важно понимание темы, особенностей и специфики развития художественного замысла произведения. Творческий поиск через рисунок архитектора может быть определен как особенность профессиональной коммуникации или как язык диалога «архитектор (автор) -исполнитель - потребитель», представляет собой один из основных инструментов творческого процесса [16];
  • - методическая последовательность выполнения проекта - основополагающий принцип учебного процесса [29].

Процесс создания архитектурного произведения имеет определенные этапы, каждый из которых формирует свой ареал знаний и стадий разработки идеи. Теоретические исследования творческого процесса базируются на феномене креативности и характеризуются разнообразием, широтой и многоаспект-ностью воплощения авторского видения решения проблемы в графическом изображении. Архитектурный рисунок играет важную роль визуального информационного образования в представлении идей проектных решений в основе творческого процесса концептуального проектирования [17]. Его следует рассматривать как средство профессиональной коммуникации и как визуальный язык творческого поиска, использование которого обеспечивает способность понимания, познания, представления и творческую реализацию информации в образное представление нового мира архитектуры.

В виде теоретической схемы предлагается рассмотреть процесс проектного моделирования через шесть стадий тактико-стратегического развития этапов методики архитектурного проектирования [16] (рис. 3.1).

На предпроектном, исследовательском этапе выделяется информационная стадия тактико-стратегического развития. Она начинается с изучения задания на проектирование, с выявления сущности проблемы исследования, определения способов проектирования, а также изучения литературы и анализа реализованных решений по аналогичным проектам в отечественной и зарубежной практике.

Важным и обязательным моментом информационного движения поиска является натурное ознакомление со средой. Получение потока визуальной информации играет важную роль в творческом процессе.

Предпроекгный, исследовательский этап 1. Информационная стадия тактико-стратегического развития:

  • - определение предмета исследовании,
  • - восирнигне информации.
  • -методологическая обработка информации,
  • - ироисдение визуального анализа,
  • -формирование предпосылок проектной деятельности,

______________-оппедсдсннесгоагсгин____________________________________ Этап творческого поиска

Эмпирическая стадия тактико-стратегического развития:

  • -осмысление информации.
  • - ишл нгнвиый поиск решен ня,
  • - теоретические разработки.

- поиск “от ннсайтно-креативного подхода”

Концептуальная стадия тактико-стратегического разит и я:

- вариантный поиск решений смысловых, художественных, эмоциональных, ком позиционных, функциональных

и тл. оттенков содержания идеи,

- составление пространственных схем образа

Стали я образно-пред мет н огю ст ру кгур и рова пня:

  • - решение многоплановых задач формообразования,
  • - поиск среди н вырази itJbHOCi и,
  • - архитектурный рисунок как визуально-смысловая

форма коммуникации

Интеграционная стадия тактико-стратегического развития:

  • - анализ и обобщение решений,
  • - разработка креативной идеи проекта, при использован ни принципа суперпозиции
  • - тлавная идея проекта

Эган творческой разрабозки

Проектная стадия laKiHico-cipaiei ическою развития:

  • - доработка образной модели.
  • - детальное выполнение чертежей
  • - компьютер нос моделирование,
  • - выполнение макета

Заключительный этап - экспозиция Аналитический этап - подведение итогов

Рис. 3.1. Стадии тактико-стратегического развития

На начальном этапе проектирования зрительно-образное представление находит свое отражение в эскизных набросках среды, дающих возможность не только запечатлеть исходную ситуацию, но и, зафиксировав силуэт участка, композиционные элементы, показать процесс движения от первоначального чувственного образа к конкретному художественному решению. Если перцептивный образ является чувственной моделью, то его рисунок - графической моделью воспринимаемого.

Этап творческого поиска объединяет в себе ключевые компоненты комплексной разработки идеи, которые включают четыре стадии, расположенные в определенной последовательности, развивающие креативную авторскую идею [16].

Эмпирическая стадия тактико-стратегического развития подразумевает интуитивный поиск для решения творческой проблемы. Главный творческий импульс, развивающийся из пространства осмысления, понимания темы и анализа архитектурного опыта, - это решения «от инсайтно-креативного подхода», которые предлагают гипотезу формирования креативного потока поиска, завершающуюся центральным моментом креативного процесса - стадией первичного озарения или инсайта, когда каждая архитектурная форма отражает в себе авторское восприятие замысла. Решения «от инсайтно-креативного подхода» формируют центральное поле импульсных интуитивных представлений поиска идеи и представляют собой обширное количество разнообразных образов. Для расширения сферы поиска, развития художественного мышления и совершенствования архитектурной графики предлагается использовать следующие виды креативного поиска[16]:

Исследовательская креативность - поиск «белых пятен» при изучении содержания, границ и потенциала концептуального пространства среды. Исследование и анализ участка на проектирование, выявление специфики среды - «духа среды», его пространственно-временного образа, эмоционально-психологической содержательности природно-ландшафтной ситуации, потенциала перспективного развития структуры застройки и т.д.

Ассоциативная креативность - развитие творческих способностей к преобразованиям ассоциативных представлений, когда при интуитивном поиске происходит возникновение новой идеи через необычную комбинацию. Поиск архитектурно-художественной образности осуществляется через пластику и движение графических форм и чувственной выразительности линейных построений как символического подражания окружающему миру, формам и даже понятиям.

Трансформационная креативность - трансформация исходной абстрактной схемы или образа в структурно-пластическое или образно-художественное решение, несущее за счет модификации первичных представлений синтезированную и проработанную основу образа.

Концептуальная стадия тактико-стратегического развития будет включать в себя весь диапазон вариантного поиска композиционнохудожественного решения, функционально-смысловой основы, вписания в среду, раскрывающих процесс формирования эмоциональных, смысловых, художественных, композиционных, функциональных оттенков содержания архитектурной гипотезы объекта. Это стадия трансформации - составления концептуальной пространственной схемы проектируемого объекта или «концептуальной модели объекта» (по В.Т. Шимко) [33].

Стадия образно-предметного структурирования включает в себя решение многоплановых задач формообразования, поиск средств выразительности решения объекта, определяющихся системой композиционно-средовых отношений.

Интеграционная стадия тактико-стратегического развития включает построение и нахождение конкретной аналитико-синтетической модели образно-графического решения главной идеи проекта, получаемого в результате применения принципа суперпозиции идеи. Принцип суперпозиции представляет собой суммарное воздействие на оптимальное решение вариантных разработок, участвующих в формировании главной идеи проекта в определённом соотношении.

Главная идея проекта — сформированное эмоционально-выразительное представление художественного образа архитектурного решения объекта, интегрированное с функционально-смысловой основой.

Этап творческой разработки - проектная стадия тактико-стратегического развития - это стадия совершенствования, доведения образной модели через эскизный, а затем архитектурный чертеж до выражения проектного замысла. Данный этап объединяет последовательное упорядочение структуры объекта, самого процесса проектирования, начинающегося с анализа, развития и углубления творческих предложений эскизов главной идеи проекта. Далее следует детальное выполнение чертежей планов, фасадов, разрезов, построение перспективы, объемной компьютерной модели и макета, а также детализации намеченных форм конкретикой прорисовки и содержания.

Визуальная информация, передаваемая в рисунке или эскизе, - это особый графический язык, графический код, смысл которого формируется как в процессе создания изображения, так и в форме решенной изобразительной задачи как итогового результата.

Можно сказать, что в процессе архитектурного проектирования, то есть в процессе профессиональной коммуникации зодчего, результатом его творческой деятельности становится код - графический образ (рисунок), создающийся из графических элементов, несущих эмоционально-смысловую информацию.

Разработка курсового проекта по любой тематике начинается с выдачи задания, с выявления сущности проблемы исследования и с определения цели и способов проектирования. Исследовательский этап включает в себя: ознакомление с темой проекта, с программой-заданием, литературой, методическими указаниями и подосновой участка. Изучаемый теоретический материал оформляется в виде реферата, включающего в себя текст, иллюстрации, а также выводы, сделанные при анализе используемых приемов, композиций и образности реализованных решений по аналогичным проектам отечественной и зарубежной практики проектирования. Работа по накапливанию материала должна вестись постоянно, причем его фиксация предпочтительна не электронным копи рованием, а вручную; только тогда плоды этой работы оседают в памяти. Зарисовки в альбомах имеют свойство при одном взгляде на них вызывать мгновенную ассоциативную связь с нужным в данном случае образом или приемом [35]. Фиксированная в накопительных альбомах информация вместе с визуальными образами непосредственного запоминания формирует профессиональную память архитектора с поверхностным и глубинным уровнями хранения информации. Профессиональная память в творческом процессе реализуется как интуиция.

Авторы учебно-методического пособия включили в иллюстративный материал рисунки и проектные предложения студентов архитектурного факультета Воронежского ГАСУ: Бобылкиной Л.В, Козлова А.Г., Константинова А.И., Матвеева П.Ю., Ивлевой Я.В., Данцевой Е.Р., Лубневской А.Ю., Гурьева А.С., Гурьева Г.С., Дудниковой В.И., Рындиной Е.И., Царегородцевой М.В., Корчинова А.С., Коровиной Е.В., Ляшенко Ю.А., Слюсаревой М.П., Ступникова М.Е., Чередниченко А.А., Степанищевой Э.И., Колобиной А.С., Георгиевой Е.Г.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >