Концепция формирования здания музея во взаимосвязи с окружающей средой

«Как же зарождается художественно-композиционный образ? Это может быть возникшая в сознании композиция будущего сооружения, либо ассоциации с формами из природы или другими сооружениями архитектуры, либо только общее ощущение, выражающее направление и характер поиска изобразительными средствами, отвечающими функциональной задаче» [30, с. 19]. Г.П. Гольц писал: «Каким должно быть здание? Первое и основное - это идея образа... Необходимо умение правильного обращения с объектом. Нужно понять, что объем есть непосредственная функция плана, а архитектура фасада - функция объема» [8, с. 329].

Метод «образно-смыслового моделирования первичного поиска идеи базируется на осмыслении содержательности объекта проектирования или среды. Осознание проблемы среды и особенностей разрабатываемого объекта необходимо для возникновения первых импульсов творческих решений и формирования целей и задач» [24, .с 92]. Особое значение на этапе творческого поиска для формирования концепции и образа здания музея имеет развитие проектной модели объекта через поиск композиционно-художественной, объемно-пространственной и функциональной структуры до представления главной идеи проекта. Изучение и анализ работ (примеров) современной отечественной и зарубежной архитектурной практики - необходимо проводить исследование на научной основе через анализ - синтез - обобщение. Анализ каждого из примеров позволит выявить наиболее существенные аспекты проекта, концепцию объекта, включение объекта в среду, его конструктивнотехнологическую основу и т.д. [21].

В основе концептуального поиска образа здания музея выступает комплексный подход в архитектурном проектировании. Построение объемнопространственной структуры музея следует рассматривать с точки зрения организации его внутреннего пространства - создания сценарной организации объекта в основе развития функциональных процессов, особенности которых будут определять общую композиционную схему здания музея данного вида. Проектирование внутреннего пространства музея также как и композиции его внешнего объема и взаимосвязи его с окружающей средой, внешним пространством. Эти две концепции объемно-пространственной структуры необходимо рассматривать комплексно, во взаимодействии для формирования общего архитектурного замысла. Предлагаемые архитектором планировочное и объемно-пространственное решение, найденный композиционный прием должны отвечать его функциональному назначению, архитектурно-художественным, градостроительным и технико-экономическим требованиям.

Поиск архитектуры общей формы и деталей близок к музыке и скульптуре, но сложен тем, что зодчий должен грамотно организовать не только внешнее, но и внутреннее пространство объекта [30]. «Форма единства архитектуры и окружающей среды могут быть различны от подчиненности до контраста. Произведение архитектуры должно слагаться из внутреннего содержания, отраженного во внешнем облике, и через то и другое быть логически связано с окружением. Только взаимодействие двух процессов - борьба за красивую форму и совершенно решенную функцию - дает настоящую архитектуру» [30, с. 26].

Метод композиционного построения образа рассматривает современная формообразовательная парадигма, породившая возможность композиционного творчества, наполненного новыми образно-смысловыми и символическими характеристиками [16]. Горшкова Г. Ф. отмечает, что при формировании современной среды жизнедеятельности уже недостаточно суммы известных знаний и навыков объемно-пространственного формообразования [24]. «В настоящее время назрела необходимость проникнуть глубже в существо пространства, понять, какие ещё существуют ресурсы взаимодействия с ним, а также увидеть буквально, как человек или здание взаимодействует с пространством, и наглядно определить границы внешней и внутренней частей пространственного объекта» [9, с. 2].

При формировании общего замысла решения творческих проблем у автора начинают формироваться креативные процессы, стимулирующие такие базовые параметры и направления творческого поиска, как генерация идей, определение диапазона креативности, эвристический поиск решений, изобретение идеала сценарной организации, использование метафор и ключевых слов [22]. Креативная основа в образовании должна реализовать весь потенциал содержания понятия «Творческий метод архитектора» [17], непосредственно обеспечивающий преобразование ценностных оснований в соответствующее предметное архитектурное решение, т.е. реализовать неординарные решения, концептуальные идеи и культурно-художественную основу архитектурного произведения.

Использование Д. Чипперфилдом ряда авторских пространственных и композиционных приемов, созданных на базе ордерной системы и переведенных в своеобразный и упрощенный ордер, решенный на уровне абстракции, позволили создать минималистичную архитектуру здания музея современной литературы в Марбахе-на-Некаре в Германии, 2006 год (рис. 94). Здание музея «рождает ассоциации с античным храмом, что корреспондирует к функции музея как «храма искусства». При этом ордер абсолютно лишен декора - архитектурный объект представлен как классический прообраз» [12, с. 136].

Музей современной литературы в Марбахе, Германия, 2006 г. [61] Архитектор Д. Чипперфилд

Рис. 94. Музей современной литературы в Марбахе, Германия, 2006 г. [61] Архитектор Д. Чипперфилд

На территории 44000 м2 архитектор Тадао Андо создал модернистский музей, наполнив его садами и окружившим крупным искусственным озеро. «Оно не только явилось акцентом, но и превосходным образом заняло пространство и придало всему комплексу легкости, света и гостеприимства... Музей со своими обширными площадями стекла мерцает над озером и отражается в нем» [5, с. 473] ( рис. 95). Объем состоит из пяти прямоугольных блоков, которые тесно взаимосвязаны и каждый имеет двойную структуру. Состоит из стеклянных панелей на стальном каркасе высотой 12 м, внутри которого архитектор предусмотрел бетонный блок. Плоская крыша поддерживается V-образными железобетонными колонами. Тадао Андо придал своему проекту «ритмичность путем повторения размещенных параллельно блоков-коробок..., смог добиться торжественности освещения, он пропустил свет через оболочку из стекла и проемы в бетоне. Кроме того, свет отражается в огромном бассейне, порождая красивую игру реальных образов и их отражений» [59].

Музей современного искусства в Форт-Уэрте в Техасе, США. Архитектор Тадао Андо [59]

Рис. 95. Музей современного искусства в Форт-Уэрте в Техасе, США. Архитектор Тадао Андо [59]

Проект музея будущего, архитектора Сантьяго Калатравы, стал частью масштабной реконструкции приморского района Рио-де-Жанейро в преддверии Олимпиады 2016 года [55]. Здание длиной 252 метра вытянуто вдоль воды залива Гуанабара и располагается на огромном волнорезе. «Экспозиция музея будет посвящена проблемам экологии и устойчивого развития экосистемы планеты. Архитектор С. Калатрава предложил оригинальное «зеленое» решение для музейного дома: его крыша покрыта фотогальваническими пластинами, кото рые в течении дня поворачиваются вслед за солнцем, словно колоски живого соцветия» [36, с. 32]. В настоящее время строительство «Музея будущего» архитектора Сантьяго Калатраво продолжается (рис. 96).

Музей будущего, Рио-де-Жанейро, Бразилия. Архитектор Сантьяго Калатрава [36, 55]

Рис. 96. Музей будущего, Рио-де-Жанейро, Бразилия. Архитектор Сантьяго Калатрава [36, 55]

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >