Экспозиционная часть

Формирование пространственной структуры здания музея может быть различным в зависимости от множества факторов, его определяющих. Здания музея могут проектироваться одноэтажными и многоэтажными:

  • - в два этажа с цоколем;
  • - с перепадом отметок уровня пола экспозиционных этажей;
  • - в пол-этажа.

Наиболее благоприятные условия создаются в двухэтажном музее, при этом удобный просмотр без усилий на подъем и спуск. Помещения, обслуживающие посетителей и культурно-просветительский отдел, размещаются на первом этаже, верхний этаж отводится для основной экспозиции. Ступенчатое размещение экспозиции имеет свои достоинства: не нарушая последовательности осмотра, посетитель преодолевает разные уровни и перед ним раскрываются экспонаты с разных сторон. Необходимо предусматривать места отдыха посетителей, изменения в подаче экспозиции, учитывая быструю утомляемость посетителей.

Содержание внутренней структуры музея зависит от состава групп помещений (рис. 64 - 66.)

Экспозиционные залы - являются основными помещениями музея, которые активно формируют архитектурную композицию здания, создают его художественный образ. Особенности объемно-пространственного построения залов, их форма и размеры, система взаимосвязей между собой и с другими помещениями зависит от тематического содержания и специфики экспозиции. Экспозиционные залы функционально и технологически должны быть связаны с фондохранилищами и мастерскими. Общие требования к экспозиционным залам сформулированы В.И. Ревякиным:

  • - пространственно-планировочное и художественное решение залов - в соответствии с тематическим построением экспозиций;
  • - возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов;
  • - возможность внесения изменений в структуру залов во времени в связи с пополнением и обновлением экспозиций;
  • - связь с открытой экспозицией;
  • - включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха и помещений для подготовки экспозиций и хранения уборочного инвентаря.
Функционально-планировочная структура музея (по В.И. Ревякину)

Рис. 64. Функционально-планировочная структура музея (по В.И. Ревякину):

1 - вестибюль и гардероб; 2 - информационно-справочный отдел; 3 - помещение экскурсовода; 4 - медпункт; 5 - курительная; 6 - туалет; 7 - киоски; 8 - помещения отдыха; 9 - буфет; 10 - детская игровая; И - лекционный зал; 12 - зона массовых мероприятий; 13 - зона периодических выставок; 14 - аудитория; 15 - библиотека; 16 - фойе; 17 - дирекция; 18 -конференц-зал; 19 - кабинеты научных работников; 20- вестибюль служебный; 21-бытовые помещения; 22 - столовая персонала с подсобными помещениями; 23 - фото- и другие лаборатории и мастерские; 24 - прием, обработка, консервация, подготовка экспонатов: 25 - технические помещения; 26 - сейф

Экспозиционная площадь на одного посетителя составляет 3-4 м2. В небольших музеях, с экспозиционной площадью до 500 м2, следует предусматривать возможность организации на экспозиционных площадях мест проведения встреч и временных выставок. Высота рядовых экспозиционных залов принимается равной 4-5 м, больших залов - 6-8 м, высота экспозиционного пояса 1,50-1,70 м на расстоянии 0,8-0,9 м от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 20-50 м. Загрузка площади экспозиционного пояса экспонатами принимается равной 50-60%. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным двойной высоте экспоната. Целостность зрительного восприятия экспозиционного пространства ограничивается 24 м [7].

Состав и взаимосвязь помещений музея (по В.И. Ревякину)

Рис. 65. Состав и взаимосвязь помещений музея (по В.И. Ревякину)

Входная группа: 1 — главный вход; 2 — вестибюль; 3 — гардероб; 4 — касса; 5 — киоск; 6 — дежурные экскурсоводы; 7 — буфет; 8 — пост охраны; 9 — курительная и санузлы. Административные, рабочие и обслуживающие помещения: 10 — кабинет директора; 11 — приемная секретаря; 12 — кабинет заместителя директора; 13 — канцелярия и бухгалтерия; 14 — комната персонала; 15 — массовый отдел; 16 — кружковая; 17 — кабинеты для научных сотрудников; 18 — библиотека; 19 — кинолекционный зал; 20 — выставочный зал. Экспозиция: 21 — вводный зал; 22 — 24 — постоянная экспозиция; 25 — открытые экспозиционные площадки. Фондохранилища: 26

  • — приемная экспонатов; 27 — изолятор; 28 — дезинфекционная камера; 29 — хранение материалов; 30 — хранение оборудования; 31 — рабочая комната с каталогами; 32 — научный архив; 33 — 34 — кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 35 — 43 — хранилища по видам экспонатов. Лаборатории и мастерские: 44 — столярная; 45 — слесарная; 46 — фотолаборатория; 47 — макетная и модельная; 48 — художественная мастерская; 49 — реставрационная мастерская; 50 — 51
  • — прочие мастерские в зависимости от профиля музея: 52 — служебный вход.
Состав и взаимосвязь помещений художественного музея (по В.И. Ревякину)

Рис. 66. Состав и взаимосвязь помещений художественного музея (по В.И. Ревякину): А - фондохранилище; 1. - приемная экспонатов с изолятором; 2 - рабочее помещение с каталогами, фототекой и научным архивом; 3 - хранилище живописи; 4 - хранилище скульптуры; 5 - хранилище графики; 6 - хранилище прикладного искусства; 7 - сейфовое хранение; 8 - техническое помещение; 9 - график движения сотрудников; 10 - путь перемещения экспонатов; 11 - служебный вход; Б - экспозиционная часть; 1 - постоянная экспозиция; 2 - зал временных выставок; 3 - зона отдыха; 4 - открытые экспозиционные площади; В - дезинфекционная камера; 7 - фотолаборатория; Д - реставрационные мастерские; Е -склад музейного оборудования; Ж - слесарная мастерская; 3 - столярная мастерская; И -кабинеты научных работников; К- комнаты персонала; Л - санитарные блоки; М - библиотека; Н - администрация; О - помещения для занятия кружков; Я — касса; Р - киоск; С - лекционный зал; Г - график движения посетителей; У - главный вход; Ф - контроль; X -пост охраны; Ц - гардероб; Ч - экскурсионное бюро.

Маршрут осмотра может быть с обязательным посещением всех разделов экспозиции в определенной последовательности (рис. 67 - 70). Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции. Движение посетителей по маршруту осмотра и система освещения могут стать определяющими моментами в построении композиционных схем - кольцевой или анфиладной. Необходимо исключить петли и встречные потоки, тупиковое направление движения посетителей не желательно. При формировании графика осмотра экспозиции центральные пространства следует отводить для размещения главных экспонатов, выделяемых средствами художественного оформления - светом, цветом, фоном. Большое значение в структуре плана имеют узлы вертикальных коммуникаций - это лестничные марши, лифты, пандусы. Расположение лестниц и их число зависит от этажности, ёмкости людских потоков и замысла экспозиционного осмотра. По условиям противопожарной безопасности необходимо предусмотреть не менее двух эвакуационных выходов для посетителей и персонала музея. «Противопожарными планировочными требованиями, предъявляемыми к путям эвакуации определяются расположение коридоров, лестниц, их взаиморасположение и связь с помещениями» [39, с. 203].

Принципиальная схема движения (по Ф. Мицисси)

Рис. 67. Принципиальная схема движения (по Ф. Мицисси):

1 - вход, 2 - главный вестибюль, 3 - аванзалы, 4 - экспозиционные залы (первый план экспозиции), 5 - второй план экспозиции

Схемы расположения выставочных залов

Рис. 68. Схемы расположения выставочных залов:

1- анфиладное расположение выставочных залов; 2. - главное зальное пространство; 3. -главный зал и зоны периодических выставок; 4. - «лабиринт» - свободный обход группы выставочных залов; 5. - «комплекс» - комплексная организация коллекции [28, с. 209]

Схемы организации маршрута осмотра

Рис. 69. Схемы организации маршрута осмотра.

Основана на выявлении фокусных точек для ведущих экспонатов [33]

План-схема здания. Национальный музей археологии в Сиракузах

Рис. 70. План-схема здания. Национальный музей археологии в Сиракузах:

1 - вход, 2 - главный вестибюль, 3 - отдых, 4 - экспозиционные залы [3, с. 265]

Выставочные залы - это главное экспозиционное пространство и объемно-планировочная часть современного музея (рис. 71 - 73). Залы предназначаются для размещения постоянной, обновляющейся раз в 10 лет, или временной - выставочной экспозиции, которая меняется через месяц. «Частая смена экспозиции, изменение требований к ней определяют необходимость в еще большей универсальности выставочных залов по сравнению с экспозиционными. Выставочные залы должны быть приспособлены к установке самых разнообразных конструкций и оборудования. Выставочный зал должен быть максимально приближен к вестибюлю или даже иметь самостоятельный вход. При выставочных залах желательно предусмотреть специальные помещения для хранения инвентарного экспозиционного оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, для различных подготовительных работ» [7, с. 160].

Наиболее характерным современным подходом является использование универсального внутреннего пространства с гибкой планировочной структурой и возможностью трансформации [7], что обеспечивает многовариантность и неповторимость решений. Залы музеев могут проектироваться как открытыми во внешнюю среду, иметь взаимосвязь с природой, так и изолированными от природного окружения.

Национальный музей Китая, Пекин, 2010 год [63] Проект бюро gmp - Фон Гсркан Март & Партнер

Рис. 71. Национальный музей Китая, Пекин, 2010 год [63] Проект бюро gmp - Фон Гсркан Март & Партнер

114=1

Национальный музей Китая, Пекин, 2010 год. Западный вестибюль. [63]

Рис. 72. Национальный музей Китая, Пекин, 2010 год. Западный вестибюль. [63]

3 - разрез

Рис. 73. Национальный музей Китая, Пекин, 2010 год [63] Проект бюро gmp - Фон Геркан Марг & Партнер

Кинолекционный зал является необходимым планировочным элементом здания музея. Зал предназначается для проведения конференций, собраний, концертных программ. Он отличается от залов специализированных зрелищных учреждений - театров, концертных залов, кинотеатров - тем, что по характеру своей эксплуатации он должен удовлетворять всем требованиям хорошей видимости и слышимости для всех проводимых в нем зрелищных мероприятий. Площадь зрительного зала определяется из расчета 0.65 м2 на одного зрителя. В блок помещений кинолекционного зала входят: кинолекционный зал с эстрадой, киноаппаратная, фойе при кинозале, подсобные помещения. Кинолекционный зал может располагаться вблизи от вестибюля для обеспечения возможности автономного использования. Кинолекционный зал должен иметь высокий уровень шумоизоляции.

Форму зала целесообразно избирать согласно требованиям комфортной видимости, а также с учетом композиционного решения здания музея. Боковые границы мест в зрительном зале определяются в пределах горизонтального угла 30°, исходящего из портала; задняя граница мест удалена от «красной линии» сцены (линии занавеса) не далее чем на 27 м. Рекомендуется цилиндрический экран с радиусом, равным проекционному расстоянию; допускается плоский экран.

Кресла для зрителей можно располагать по 40 мест в ряду при двусторонней эвакуации ряда и по 20 мест при односторонней. Ширина ряда, т.е. расстояние между спинками сидений соседних рядов следует принимать не менее 0,9 м. Ширину кресел (между осями подлокотников) следует принимать не менее 0,5 м, ширину сидений стульев и скамей - не менее 0,45 м, глубину - соответственно 0,4 и 0,35 м. Площадь зрительских мест зала, т.е. площадь, занимаемая креслами и проходами, ориентировочно можно принимать от 0,7 до 0,8 м2 на одного зрителя.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >