Градостроительные факторы

Особенности размещения музея как общественного здания связано с решением «большой градостроительной задачи», поэтому участок для проектирования выбирается с учетом фактора транспортно-пешеходной доступности, высокой посещаемости, размещения стоянок. [3, с. 262]. Градостроительная ситуация оказывает сильное влияние па формирование образа здания музея, чья функциональная программа должна решаться в органической связи с природным ландшафтом и градостроительным окружением [33]. Здание музея следует размещать на участке с отступом не менее 15 м от красных линий застройки и городских магистралей с целью создания озелененной защитной зоны.

Уникальность определяет «архитектурное значение музея в формировании значительных градостроительных ансамблей. С ростом числа и типологического разнообразия музеев, появлением музеев, связанных с определенным местом, изменения их роли в общественной и культурной жизни изменилось и единообразие подхода к выбору участка городской территории. Известны многочисленные примеры строительства музеев за городом (этнографических, археологических и мемориальных, в живописной местности, позволяющей совместить отдых посетителей с посещением музея). Много музеев открыто в сельской местности - свидетельство возросшего культурного уровня и стирания граней между городом и селом» [33].

Размещение музея как общественного здания связано с градостроительной задачей. Место здания музея подбирается с учетом фактора доступности и посещаемости. Характерные приемы размещения музеев в зависимости от градостроительной ситуации:

  • - 1 тип - Островное свободное расположение здания на открытом природном участке, что обеспечивает круговой обзор здания с различных точек обозрения и увязкой с природным окружением, упрощает организацию экспозиций на открытом воздухе и связь интерьера с внешней средой.
  • - 2 тип - Размещение музея в городской среде в зоне реконструируемой площади, улицы; при этом учитывается ансамбль сложившейся застройки, сложившаяся объемно-пространственная композиция здания, соразмерность масштаба с существующими зданиями.
  • - 3 тип - Размещение музея в составе общественно-культурного центра. Это увеличит его посещаемость. Архитектура здания музея подчиняется творческому замыслу и наделяется соответствующими пластическими качествами и пропорциональным строем.

Проектировать музей следует на участке, выделенном в городской застройке, площадь которого зависит от величины и характера экспозиции (рис. 61 - 64) Также к участку музея может относиться и часть прилегающей городской территории общественного пользования, образуя с ним органическое единство. Участок музея должен иметь возможность для дальнейшего расширения музейного комплекса.

Участок музея делится на следующие функциональные зоны, из которых три первые могут не иметь четкого разделения:

  • - входную;
  • - экспозиционную;
  • - рекреационную;
  • - хозяйственную.

Соотношения различных площадей участка (по В.И. Ревякину)

Таблица 2.

Площадь застройки, %

Подъезды, дорожки, площадки для стоянки автотранспорта, %

Открытые экспозиционные площадки, %

Озеленение, %

Хозяйственный двор, %

25-30

10- 15

10- 15

30-40

5 - 10

Входная зона «служит для адаптации посетителей перед посещением музея, местом сбора экскурсий и ожидания. Здесь размещается реклама и информация. Вблизи от входной зоны следует размещать стоянки для автобусов...», автотранспортных средств и велосипедов [33]. Для благоустройства входной зоны можно использовать малые архитектурные формы или крупные и предметные экспонаты. В непосредственной близости от входной зоны должна располагаться стоянка для экскурсионных автобусов и автомашин. Входная зона, «в зависимости от положения здания и его окружения, может быть парадной или камерной. В определенных градостроительных условиях входной зоной может служить часть площади общественного центра. Автомобильные стоянки принимаются из расчета 10-15 парковочных мест на 100 единовременных посетителей» [7, с. 149].

Экспозиционная зона является продолжением постоянной экспозиции в здании и предназначается для размещения различных экспонатов под открытым небом: произведений монументального искусства и скульптуры - в художественных музеях; образцов орудий, военной техники, каменных изваяний, археологических фрагментов, памятников народного зодчества, монументальных композиций, посвященных знаменательным событиям и героям - в музеях исторического профиля; образцов флоры и фауны - в краеведческих. Для последних характерно также, использование в экспозиционных целях защитного озеленения территории, устройство дендрария [33].

Экспозиция на участке музея может располагаться вблизи здания, во внутренних двориках, а может быть связана с улицей, с бульваром, включая окружающее пространство в сферу влияния музея, в местах сосредоточения публики (табл. 3). Открытая экспозиция может располагаться на специальных подиумах и площадках. Для этой зоны наиболее характерной является живописная планировочная структура с использованием природных особенностей рельефа, когда «экспонаты свободно расположены на открытых газонах среди групп деревьев. Движение зрителя строится по определенному пейзажному направлению» [7, с. 149].

Рекреационная зона предназначается для отдыха посетителей и может быть совмещена с входной или экспозиционной зонами.

Хозяйственная зона включает хозяйственные постройки вне здания музея (гаражи, склады, трансформаторные подстанции). Желательно делать размещение данной зоны со стороны приема и отправки экспонатов.

Участок музея должен представлять возможность для расширения здания в будущем.

Таблица 3

Зависимость площадей экспозиции и участка (по В.И. Ревякину)

Экспозиционная площадь, м2

500

1000

1500

2000

2500

3000

Площадь участка, га

0,5

0,8

1,2

1,5

1,8

2

Примеры расположения музейного здания в архитектурно-планировочной структуре города [3, с. 263 J

Рис. 61. Примеры расположения музейного здания в архитектурно-планировочной структуре города [3, с. 263 J

Biomuseo - музей биоразнообразия, Панама, 2014 год. Панорама города, серия эскизов, план и разрез музея [48]. Архитектор Френк Гери

Рис. 62. Biomuseo - музей биоразнообразия, Панама, 2014 год. Панорама города, серия эскизов, план и разрез музея [48]. Архитектор Френк Гери

Biomuseo - музей биоразнообразия, Панама, 2014 год

Рис. 63. Biomuseo - музей биоразнообразия, Панама, 2014 год.

Эскиз, разрез и внешний вид здания музея [48]. Архитектор Френк Гери

Музей искусств в Филадельфии, США [58]. Проект реконструкции. Архитектор Френк Гери

Рис. 64. Музей искусств в Филадельфии, США [58]. Проект реконструкции. Архитектор Френк Гери

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >