Русская философия

Русская философия 50-70-х гг. XIX века

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - великий русский писатель, религиозный мыслитель, философ-моралист.

  • 136. «Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такой, зачем живу и зачем живут окружающие все меня люди? и главный, самый волнительный вопрос, так ли я живу и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда все ответы,
  • - 138которые представляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими вместе с остальными людьми, окружающими вас. Не бойтесь этого разногласия; напротив, знайте, что в этом разногласии выразилось самое лучшее, что есть в вас, - то божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования... Не верьте тогда людям, которые со снисходительной улыбкой скажут вам, что и они когда-то искали ответов на эти вопросы, но не нашли, потому что нельзя найти иных, кроме тех, которые приняты всеми. Не верьте этому, а верьте только себе и не бойтесь несогласия со взглядами и мыслями людей, окружающих вас, если только несогласные с ними ответы ваши на представляющиеся вам вопросы основаны не на ваших личных желаниях, а на желании исполнить назначение своей жизни, исполнить волю той силы, которая послала вас в жизнь... Не верьте людям, которые будут говорить вам, что ваши стремления только неисполнимые мечты молодости, что и они также мечтали и стремились, но жизнь скоро показала им, что она имеет свои требования, что надо не фантазировать о том, какая бы могла быть ваша жизнь, а стараться иаилучшим образом согласовать свои поступки с жизнью существующего в обществе и стараться только о том, чтобы быть полезным членом этого общества. Не верьте и тому, особенно усиливающемуся в наше время опасному соблазну, состоящему в том, что высшее назначение человека - это содействие переустройству существующего в известном месте, в известное время общества, употребляя для этого всевозможные средства, даже и прямо противоположные нравственному совершенствованию. Не верьте этому, эта цель ничтожна перед целью проявления в себе того Божественного начала, которое заложено в душе вашей... Да, верьте себе, когда в душе вашей будут говорить не желание превзойти других людей, отличиться от других, быть могущественным, знаменитым, прославленным, быть спасителем людей, избавителем их от вредного устройства жизни (такие желания часто подменивают желания добра), а верьте себе, когда главное желание вашей души будет то, чтобы самому быть лучше, я не скажу: совершенствоваться, поскольку в самосовершенствовании есть нечто личное, удовлетворяющее самолюбию, а скажу: делаться тем, чем хочет тот Бог, который дал нам жизнь, открывать в себе то вложенное в нас, подобное ему, начало жить по божьи, как говорят мужики. Верьте себе и живите так, напрягая все свои силы на одно: на проявление в себе Бога, и вы сделаете все, что вы можете сделать и для своего блага, и для блага всего мира... Да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света -единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека».
  • («Верьте себе (обращение к юношеству)».
  • (Толстой Л.Н. Путь к жизни. М., 1993. С. 492-494).

Вопросы: Проанализируйте советы, которые дает Л.Н. Толстой молодежи. В чем видит автор смысл человеческого существования? Согласны ли Вы с его утверждением, что смысл существования человека выражается в проявлении в нем божественного начала? Какую философскую позицию отстаивает Л.Н. Толстой? Нужно ли молодым людям бояться несогласия со взглядами окружающих людей? Надо ли, по мнению Л.Н. Толстого, быть «полезным членом общества» и содействовать его переустройству, «употребляя для этого всевозможные средства»? Согласны ли Вы с ним? «Проявление в себе Бога», с точки зрения автора, означает ли то, что человек становится более нравственным и духовно богатым? Чем отличается стремление «быть лучше», как это понимает Л.Н. Толстой, от стремления к самосовершенствованию? Прав ли Л.Н. Толстой, утверждая, что человек должен стремиться «быть лучше», а не заниматься самосовершенствованием, ибо в последнем «есть нечто личное, удовлетворяющее самолюбию»? Когда стремление к самосовершенствованию дает позитивные, а когда негативные социальные результаты? Может ли стремление к самосовершенствованию неверующего человека быть благоприятным для него и для общества?

  • 137. «Цель жизни есть проникновение всех ее явлений любовью, есть медленное, постепенное претворение злой жизни в добрую, есть творчество истинной жизни, потому что истинная жизнь есть только жизнь любовная, есть рождение истинной, т. е. любовной жизни... То ли ты делал, что нужно делать, - получает огромную важность, потому что единственный смысл жизни твоей только в том, то ли ты делаешь в этот короткий, данный тебе срок жизни, чего хочет от тебя тот, кто послал тебя в жизнь. То ли ты делаешь?.. Когда что-либо тебя огорчает и мучает, подумай: 1) как много худшее могло бы с тобою случиться и случается с другими людьми; 2) вспомни, как в прежнее время огорчали и мучили тебя такие события или обстоятельства, о которых теперь ты вспоминаешь спокойно и совершенно равнодушно, и 3) главное, подумай о том, что то, что огорчает и мучит тебя, есть только испытание, на котором ты можешь проявить твою веру и укрепить ее... Есть три двигателя жизни человеческой: а) чувство, вытекающее из различных общений человека с другими существами, б) подражание, внушение, гипноз и в) вывод разума. На миллион поступков, совершающихся вследствие первых двух двигателей, едва ли один совершается на основании доводов разума. Распределение это происходит и в каждом человеке (т. е. человек из миллионов поступков совершает один по разуму), и в различных людях... Жизнь есть то, что открывается через сознание, и она всегда и везде есть. Наше заблуждение в том, что то, что закрывает от нас жизнь, мы признаем жизнью... Жизнь как отдельного человека, так и всего человечества есть неперестающая борьба плоти и духа. В борьбе этой дух всегда остается победителем, ио победа эта никогда не окончательная, борьба эта бесконечна, она-то и составляет сущность жизни... Бог дал дух свой, любовь, разум, чтобы служить ему; а мы этот дух употребляем на служение себе, - употребляем топор на то, чтобы строгать топорище... Как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства... Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то то же дело становится привычкой... Нет несчастия хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не обличила его... Всякая истина имеет своим началом Бога. Когда она проявляется в человеке, то это не показывает того, чтобы она исходила из человека, но только то, что человек имеет свойство такой прозрачности, что может проявлять ее... Любовь не есть основное начало нашей жизни. Любовь - последствие, а не причина. Причина любви - сознание в себе божеского, духовного начала. Это сознание требует любви, производит любовь... Любовь и разум суть те две стороны, с которыми мы можем созерцать Бога... Покаяние только тогда действительно, когда человек воздержался от того, в чем каялся... Человек есть дробь. Числитель это -сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.... Действительно только то, что невидимо, неосязаемо, что духовно и что мы сознаем в себе и собою. Все же видимое, осязаемое есть произведение наших чувств и потому только кажущееся...»
  • (Толстой Л.Н. Мысли мудрых людей на каждый день. СПб., 2013. С. 57, 59,66,71,74,87, 114, 152, 157-158, 170, 177, 188-189, 195).

Вопросы: В чем цель жизни человека, по мнению Л.Н. Толстого? Что, с точки зрения автора, «есть творчество истинной жизни»? Какую роль, по мнению Л.Н. Толстого, играет любовь в жизни человека? Задайте себе вопрос: «То ли ты делаешь»? Как поступать, «когда что-либо тебя огорчает и мучает»? Какие три двигателя человеческой жизни выделяет автор? Что же определяет поведение человека, с точки зрения Л. Толстого, - разум или бессознательная сфера нашей психики? Согласны ли Вы с позицией автора? Прав ли Л.Н. Толстой, утверждая, что «жизнь есть неперестающая борьба плоти и духа»? Кто побеждает в этой борьбе? Что составляет сущность жизни? Почему иногда человек начинает бояться истины? Как он воспринимает людей, несущих истину? Как считает Л. Толстой: истина исходит от человека или от Бога? Что такое любовь, по мнению автора? Что такое «покаяние»? Как понимать слова Л.Н. Толстого, что «человек есть дробь»? Что является числителем, а что знаменателем этой дроби? Какие из приведенных мудрых мыслей Л. Толстого Вам нравятся?

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >