Партесный хоровой концерт второй половины XVII - начала XVIII века

Исторические предпосылки

Становление и развитие партесного хорового концерта приходится на один из самых противоречивых и сложных периодов в истории России, «отмеченный острой политической, идеологической борьбой, значительными сдвигами в художественной жизни и формированием искусства нового времени» [45, 3]. Именно в это время русское общество вступило в эпоху, характеризующуюся всё более ускоряющимися качественными преобразованиями и множественностью тенденций.

С одной стороны, XVII столетие завершает для нашей страны период Средневековья - эпоху теоцентризма, с его религиозным мировоззрением, с культурой, развивающейся по строгим канонам и правилам церкви и религии. С другой стороны, это начало эпохи Нового времени - антропоцентричной, с универсальной ролью индивида, с разделением культуры на отдельные виды: наука, философия, искусство, в результате чего происходит «десакрализация», «обмирщение» всех сторон жизни [47, 16].

Со второй половины XVII столетия начинается быстрый, можно сказать, революционно-эволюционный переход в новую реальность - отказ от многих приоритетов, норм и традиций прежней эпохи: «новое торопится, теснит старое во всех областях» [47, 4]. Это - стремительная эволюция политического строя России в сторону абсолютизма, эволюция научной мысли и русской философии, формирование национальных эстетических воззрений. В науке происходило дальнейшее накопление научных знаний, которые носили прикладной, практический характер, пока что без их теоретического осмысления, совершаются крупные географические открытия, появляется большой интерес к изучению истории. Философия выходит на новые рубежи, тяготеет к отделению от религии. Мысль освобождается от официального религиозного культа и государственной идеологии, становится более самостоятельной, частично ориентируясь на западные традиции и образцы, делая первые шаги на пути автономного философствования. В известном трактате по эстетике второй половины XVII века художника («изуграфа») Иосифа Владимирова защищается «близость художественного изображения к жизни, богатство, полнота и яркость красок, в противовес аскетическому религиозному идеалу отрешённого от мира искусства, всецело проникнутого мыслью о загробном существовании» [105, 62, 66].

Исследователи трактуют XVII столетие как важнейшую веху в истории философской мысли и культуры России, как начало подготовительного этапа русского Просвещения, отмеченного рядом прогрессивных явлений: распространение грамотности в городах и создание русских школ, по примеру школ Украины и Белоруссии. В таких учебных заведениях преподавались как светские, так и духовные науки: грамматика, риторика, пиитика, философия и богословие, а также славянский, греческий, польский и латинский языки. Этот процесс подтолкнул к феноменально быстрому развитию всех областей русской жизни. Следует назвать несколько наиболее ярких учебных заведений данного периода: школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре (1640), школа Фёдора Ртищева в Андреевском монастыре (учителями были приезжие учёные-монахи из Киева, открыта в 1649), школа выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре (1665), Типографская школа (1681, открыта по инициативе патриарха). И, наконец, первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия при Заиконоспасском монастыре. Её возглавили греческие монахи, братья Лихуды - Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730). Целью академии была подготовка грамотного духовенства и приказной администрации.

Таким образом, церковное мировоззрение, господствовавшее в области идеологии, постепенно уступает место развивающейся светской образованности. Именно государственные потребности определяли необходимость знакомства со светскими знаниями и техническими достижениями для усовершенствования экономики и военного дела. Поэтому процесс «обмирщения» в русской жизни шёл по пути всё более глубокого, научного освоения окружающего мира. Тенденция поднять значение разума, знания - явление общее для переходной эпохи. В результате происходит смена самих источников знания: от мифа и традиции к научным истинам.

Процесс секуляризации содержания художественного творчества проявляется во второй половине XVII века во всех видах искусства. Большие изменения происходят в литературе: сближение фольклора и письменности (появляются первые записи произведений устного народного творчества), литературный язык становится ближе к живому народному языку, зарождаются новые жанры (демократическая сатира, автобиографическая повесть, бытовая повесть и т.д.). В архитектуре появляется новый стиль - московское или нарышкинское барокко (храмы, построенные по заказу бояр Нарышкиных), с подчёркнутой декоративностью, нарядностью архитектурного убранства. В изобразительном искусстве, в частности в живописи, середина XVII века - время борьбы двух различных эстетических мировоззрений. Выразителем одного из них стал Симон Ушаков (1626—1686), который в своём творчестве фактически отказывается от древнерусской иконописной традиции и основное внимание направляет на художественную, эстетическую сторону иконописных работ. Значительным явлением в изобразительном искусстве конца века стало возникновение нового жанра - портретной живописи (парсуна). Те же процессы происходили и в музыке, которая в XVII веке характеризуется развитием партесного стиля пения и возникновением внецерковного по своей функции жанра канта.

Несомненно, причины глубокого перелома были связаны с серьёзными изменениями в общественной жизни России. В правление царя Алексея Михайловича (1645-1676) заметно усилилась централизованная власть и оформилось крепостное право; Украина воссоединилась с русским государством и его границы расширились покорением Сибири и Дальнего Востока; была подавлена целая серия восстаний в Москве, Новгороде и произошла крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670-1671). Недаром, XVII век по праву считают «бунташным» веком. И, наконец, это время церковного раскола, который повлек за собой «потрясение религиозных основ» русского общества.

В середине XVII столетия предметом ожесточенной полемики в церковных кругах становятся некоторые стороны богослужебного «чина», а именно устранение образовавшегося противоречия между текстами и напевами (исправление «на речь»), устранение «многогласия» (одновременное чтение разных текстов для сокращения длительности богослужения). В 1652 году вновь избранный патриарх Никон (1605-1681) предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. Как прогрессивный деятель, он понимал, что усиление церковно-политических связей с южнославянскими странами (Украиной и Белоруссией), укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам. Реформы коснулись многих сторон церковной жизни. Изменились многовековые церковные традиции: вместо двоеперстия принято троеперстие, произнесение «аллилуйя» увеличивается до трёх раз вместо двух, внесены изменения в одежду священнослужителей и монашескую одежду, иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами. Реформы затронули также церковно-певческие традиции: одноголосное (знаменное) пение русской церкви «официально» заменялось многоголосным (партесным).

В глазах приверженцев старинной обрядности Никон стал проводником «еретических» новшеств и западного влияния. Сама реформа не затрагивала сути православия, она касалась лишь внешней стороны церковной жизни, но её проведение встретило ожесточенное сопротивление ряда верующих, не признавших церковные реформы 1653-1656 годов. Отгородившись от европейского «латинства», старообрядцы искали дальнейшие истоки культурного развития только в собственной традиции. Реформы же Никона, ориентированные на греческую книжность, в перспективе открывали путь к объединению православных церквей.

Раскол ещё явственнее выявил черты кризиса средневекового сознания. Время шло вперёд быстрее и властно направляло церковно-певческое искусство на новый путь. Процесс сближения с западной культурой принимает прочные и определённые формы, связанные с утверждением нового пения -партесного многоголосия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >