Громкостная динамика как фактор выявления противоречий стилевых констант.

Эпоха обнаруживает парадоксальную противоречивость исторического стиля и индивидуальных стилей композиторов. Через возвращение к метафизически целостной структуре громкостной динамики и обращение к антропоморфным структурам индивидуальный стиль стремится восстановить нарушенное равновесие имманентного и трансцендентного. Е.В. Назайкинский в книге «Стиль и жанр в музыке» дает следующее определение соотношения индивидуального и коллективного: «Классицизм, прочно стоящий на фундаменте антропоцентрично-сти и намного возвысивший роль личного и индивидуального, а вместе с тем и яркость композиторского индивидуального стиля, в отношении стилистики все же уступает романтизму. В произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена авторский стиль отнюдь не спрятан, но его мера открытости еще не доведена до демонстрации "личной жизни". Композитор выступает как личность, действующая преимущественно в рамках общественного этикета» [122].

Столкновение всеобщего и индивидуального начал, угрожающее перерасти в конфликт, потребовало новых вариантов преодоления строгой иерархичности эпохи, которые содержались в индивидуальном видении художником стандартных топосов.

«Галантный стиль» обнажил существующий зазор между этикетными правилами и индивидуальным началом, открыв обширное пространство для игры, которая, согласно предлагаемой М.Н. Эпштейном типологии, соответствует разновидности игры "play". «"Play" трактует серьезный мир как урегулированный, в котором все происходит по определенным канонам, и задача игры

- взорвать этот упорядоченный мир, опровергнуть его правила, стереть все различия в нем и обнаружить такое сущностное единство, где никто никого не стесняет и все может быть всем... игра-р/av стремится уничтожить все преграды, сковывающие поведение человека в серьезном мире, приравнять его всему и вывести из равенства самому себе, обнаружить в нем души многих людей» [160]. Следуя этому, ситуация диалога внешнего и внутреннего двоится: forte и piano соотносятся как внешнее и внутреннее, а громкостная динамика становится внешним проявлением внутреннего психологического состояния. Вибрации глубинного контраста внутри топоса громкостной динамики ощущаются во всех уровнях музыкальной ткани.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >