Создание обработки

Примерные поэтапные действия при создании обработки русской народной песни для смешенного академического хора можно представить следующим образом.

Для создания обработки мы выбираем русскую народную песню «Девичья воля». Прежде всего, оговоримся, что мы создаем обработку средней трудности, для хорошо подготовленного самодеятельного академического хора либо учебного хора.

Приведем русскую народную песню «Девичья воля»:

Девичья воля

во - ля. Ой. да как го - луб - ка.

ох. че рез - мо - ре.

1. Ой, девичья воля, ох, золотая.

Ой, да она скоро... ох, пролетает.

Ой, да улетела девичья воля.

Ой, да как голубка, ох, через море.

2. Ой, да пришли сватать, ох, сват немилый.

Ой, да не отдавай, батя, родимый.

Ой, да попрошу я, батю, разочек.

Ой, да оставь, батя, ох, на годочек.

3. Ой, да, а ты, мама, ох, будешь тужить.

Ой, да за немилым, ох, жизнь плохая.

Ой, да, а ты, батя, ох, родной отец.

Ой, да поневоле надел венец.

4. Ой, девичья воля, ох, золотая.

Ой, да она скоро... ох, пролетает.

Ой, да улетела девичья воля.

Ой, да как голубка, ох, через море.

Проводим анализ текста. Воспользуемся выше описанным способом анализа текста Б.И. Ярхо.

Первый уровень - идейно-образный.

Первый подуровень: идеи и эмоции. Основную идею можно сформулировать как бесправное положение девушки в патриархальной семье, предстоящая потеря девичьей воли (свободы), лишение возможности выбора будущего мужа, бесправная жизнь в новой семье с нелюбимым человеком. Текст обладает значительной эмоциональностью. Каждое новое двустишие песни привносит дополнительную долю эмоциональной напряженности, создавая замечательный образ страдающей девушки, воссоздавая семейную патриархальную среду, в которой происходят обрисовываемые события.

Второй подуровень', образы и мотивы. Образы - сама девушка, от лица которой идет повествование, которая выражает сожаление об утрате девичьей воли, высказывает намерение попросить отца об отсрочке свадьбы, обращается к матери с укором: «Ой, да, а ты мама, ох, будешь тужить». Второстепенные образы - сват немилый, голубка, с образом которой ассоциируется «девичья воля». Сам образ девушки никак не обрисовывается, все содержание песни строится на эмоциональных высказываниях невесты, констатирующих происшедшее. Основной мотив - нежелание расставаться с девичьей волей, жить с нелюбимым человеком, страх перед будущим.

Второй уровень, средний — стилистический.

Первый подуровень: лексический. Лексика текста имеет как бы два слоя: сугубо бытовая, рисующая приход сватов и слова, констатирующие взволнованность, смятение героини, обращающейся к отцу с просьбой отсрочить свадьбу, и к матери, рисующей будущее горе матери после свершившейся свадьбы. Исключение составляет метафора «поневоле надел венец». Применение этого выражения говорит о многом, оно выбивается из разряда обыденных слов средних куплетов. Обрамляющие куплеты (1-й и 4-й) рисуют образ мечтательной скромной девушки, которая не может перечить воле своего отца, может лишь попросить его отсрочить свадьбу на «годочек». «Девичья воля» метафорически сравнивается с «голубкой», улетевшей «через море». Героиня понимает, что «золотая» пора девичества заканчивается, заканчивается «девичья воля».

Второй подуровень. Синтаксис. В поэтическом тексте выделяется обильное применение междометий «ой» и «ох», что служит выражением страдания лирической героини. Каждое двустишие, очень емкое по содержанию, открывает новую грань рисуемого образа. Здесь и просьба, и упреки, и предостережения в адрес матери и отца, и отношение к сватам, и боязнь плохой жизни «за немилым». И здесь проявляется во всем своем блеске отшлифованное временем, народное силлабическое стихосложение.

Третий уровень, нижний - фонический, звуковой.

Первый подуровень: явление стиха - метрика, ритмика, рифма, строфика. Метр стиха можно определить как силлабический одиннадцатисложник. Наибольшее распространение силлабического стихосложения приходится на XVIII в. Отличительной особенностью его является равное количество слогов в стихах (строках), которые объединены парной рифмой и сходным расположением внутри строк. Скорее всего, песня откристаллизовалась в XVIII -начале XIX вв., когда в обществе доминировал патриархальный семейный уклад, и драматизм «женской доли» был обычным явлением. Спокойная ритмика мелодии песни как бы отождествляется с покорной терпимостью героини. Небольшие паузы в первых двух фразах мелодии в сочетании с междометием «ох» подчеркивают неуверенность и страдание. Этому же способствует и использование абсолютно равных строф.

Второй подуровень - явление фоники, звукописи. В песне используется женская рифма, присущая русской силлабической поэзии. Из ровного ряда женской рифмы выбиваются две строки текста:

Ой, да, а ты, батя, ох, родной отец.

Ой, да поневоле надел венец.

Применение мужской рифмы в этих строках, видимо, не случайно: оно совпадает кульминационным моментом, и перемена рифмы только подчеркивает горькую суть происшедшего - «поневоле надел венец». Вообще весь третий куплет выбивается из ровного «складного» проведения текста, скорее всего, этот куплет был привнесен позже, но, несмотря на рифмические огрехи, прижился в первичном тексте из-за емкости и конкретности содержания.

Проведем словесный анализ. Существительные-, воля, она, воля, голубка, море, сват, батя, разочек, батя, годочек, мама, жизнь, батя, отец, венец, воля, она, воля, голубка, море. Явления природы: голубка, море. Эти два слова, далеко отстоящие друг от друга по значению, играют важную роль в создании желаемых художественных образов. Ассоциативно мы воспринимаем голубя (голубку), как нечто легкое, вольное, но мягкое и безобидное по своей природе, оно сродни нашей героине. И этот образ противопоставляется образу «моря» - большого и бескрайнего, через которое уже никогда не будет возможности перелететь обратно.

Главные герои: сват, батя, батя, мама, батя, отец.

Существительные обозначающие состояния героев: воля (свобода) (повторяется 7 раз), разочек, годочек, жизнь. Превалирующее употребление слова воля, что означает свободу от замужества, говорит о том, что это главное пожелание, просьба молодой девушки направлены к отцу (бате) - он единственный мог бы разрешить проблему «воли» своей дочери. Единичное обращение к матери говорит о том, что та не в состоянии изменить положение вещей, она тоже в бесправном положении в семье. Все зависит от решения отца.

Прилагательные, девичья, девичья, немилый, родимый, немилым, плохая, родной, девичья, девичья. При анализе прилагательных видно, что основным образом является «девичья воля», имеющий положительные коннотации, Остальные образы имеют негативную окраску: сват немилый, за немилым (немилый), жизнь плохая. В то же время имеются выражения «батя, родимый» и «родной отец», что говорит об уважительном отношении дочери к отцу. Возможно, она понимает, что иначе он поступить не хотел или не мог, ломать устоявшиеся традиции и уклад жизни - дело сложное, и по-иному мог поступить только понимающий человек, обладающий крепкими волевыми качествами.

Глаголы состояния: пролетает, пришли, пролетает, улетела, улетела, надел (венец). Эти слова можно разделить на две группы. В первую войдут глаголы, обозначающие уже свершившиеся действия: пришли, улетела, улетела, надел (венец), которые обозначают безысходность, невозможность перемен. Вторая группа - это два глагола «пролетает», которые также имеют значение, предполагающее отсутствие зависимости от стремлений и воли нашей героини.

Глаголы действия - не отдавай, попрошу, оставь - несут значение просьбы, и лишь глагол «сватать» имеет характер непреложного выполнения.

Анализ лексики лишний раз показывает, что драма, а быть может и трагедия, непременно свершится, и ничто не сможет изменить привычный ход вещей.

Результаты анализа. По объему текст небольшой, и решаем для себя, что в обработке будем использовать все куплеты. По содержанию песни можно сказать, что создавалась она и бытовала в стародавние времена, об этом говорит наличие и давление патриархального семейного уклада, свидетельство которого находим в поэтическом тексте: беспрекословная воля главы семейства, безропотное повиновение дочери, которую отдают замуж «поневоле», за нелюбимого человека. Свадьба в патриархальном обществе представляла собой выгодную товарно-денежную сделку глав семейств, в большинстве случаев о любви молодых никто особенно и не заботился. Трагичность женской доли в патриархальной семье усугублялась еще и тем, что женщина в семье была бесправна, на нее, в основном, смотрели как на рабочую силу - и в крестьянском, и в мещанском хозяйстве.

Трагедия безропотной девушки соединяется с горьким сожалением о скоротечности молодости, о потере девичьей воли (свободы), которая улетела, как «голубка» «через море», то есть навсегда. Можно себе представить, что «сговор» о предстоящей свадьбе уже произошел, а робкая девушка еще надеется, что отец отложит свадьбу «на годочек» и девичья свобода продолжится. Она еще не знает семейной жизни, жизни с нелюбимым мужем, пребывая в девичестве. Это еще не трагедия, это только предчувствие жизненных испытаний. Возможно, поэтому в песне заложен ряд противоречий. Несмотря на ожидаемую утрату девичьей воли, выраженную в поэтическом тексте, мелодия песни представлена в натуральном мажоре.

В мелодии песни заложена определенная двойственность. Частое использование междометий (ой, ох) на второй (неустойчивой) ступени лада на сильную долю, которая является секстой в последующем субдоминантовом трезвучии, несет в себе знаки неуверенности, несовершенства, неразрешенности. Проведите такой эксперимент: замените (мысленно) в первом предложении встречающуюся нотку си-бемоль на ля-бемоль и пропойте вновь полученную мелодию. Вы почувствуете, что все напряжение в данном отрывке исчезло, появилась спокойная мелодия без напряжения. Именно частое звучание второй ступени придает мелодии определенный трагизм. Нужно отметить, что в трезвучии с секстой сам секстовый звук носит характер некоторой чужеродности, отстраненности, требующий разрешения, слияния с последующим трезвучием. Во втором предложении напряженность усиливается за счет частого использования септимы D7, и опять на сильную долю. Использование полутонового разрешения септимы D7 в тоническую терцию привносит в мелодию оттенок страдания. Даже такой небольшой анализ мелодии, ее ладово-гармонические связи позволяют по-новому взглянуть на песню, оценить достоинства. Сделаем несколько вариантов гармонизации мелодии песни.

Soprano

Piano

Пример 1-1

J = 72

soprano

1.0й. де-вичь-я во - ля, ох, ю-ло та - я. Ой, да о-на J = 72

Piano

14

Pno.

луб - ка,

.............j.................11............Я......

' г r 1

Ох, че ре?

4...........................J Ji

n J II

мо - ре.

j J J

lz S I—si?

Ь| п 1 1.....

г-.......J Г......Г

-г—*—3---

пример 3

S.

Представленные примеры гармонизации не обладают изысканностью и не уходят далеко от основного гармонического каркаса, так как мы ставим задачу создания хоровой партитуры средней трудности, доступной для исполнения самодеятельным коллективом или учебным хором.

Теперь мы покажем несколько вариантов написания хоровой партитуры на основе одного примера гармонизации.

Варианты хоровых партитур;

7

тр

Ой, да

ле - те - ла

де - вичь

BO - ЛЯ.

А.

’no. <

ох, про-ле - га - ст.

тр

про-ле - га - ет. Ой. да

ле - те - ла

де - вичь

BO - ЛЯ.

s.

A. T. B.

s.

Pno.

ро.

ло - JKl

40- ИО

Ой, да о-на ско - ро.

Ой, да о-на

про-ле - та

про-ле - та

Рпс.

nip

Ой. да как го - nvfi

Ой, ла

В1ГЧЪ-Я

Ой. да

- ле

вичь-я

Рпо.

Ои. да как го - луб

.=72

46

При желании можно создавать множество черновых вариантов гармонизации, чтобы была возможность выбора при создании хоровой партитуры. Такие заготовки будут содействовать написанию хоровых партитур, поскольку наличие нескольких вариантов позволяет расширить поле выбора музыкального материала. Необходимо помнить, что это всего лишь технический материал, помогающий сохранить ваши наработки. В творческой работе вы будете постоянно изменять, переделывать, сочинять новые варианты. Кроме того, на основе одной версии гармонизации можно сделать несколько вариантов хорового изложения, поручая основную мелодию различным партиям, их различным сочетаниям, вводя divisi. Этому будет способствовать и фактурное варьирование, которое необходимо применять в творческой работе и помнить, что фактурные перемены способствуют созданию художественных образов.

Для создания удобного голосоведения необходимо поработать над нотным текстом каждой хоровой партии, используя приемы па-рафразного и линеарного варьирования. Это очень важный этап в работе над партитурой и его не следует пропускать, так как удобное голосоведение расширит доступность ее исполнения для менее подготовленных хоровых коллективов.

При сочинении хоровой партитуры, можно сделать небольшое вступление. Это будет своеобразным введением в область художественных образов, на создании которых будут сосредоточены ваши усилия. Такое вступление-вокализ должно быть родственным, близким по духу, эмоциональному накалу, тому мелодическому материалу, с которым вам придется работать.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >