Анализ поэтического текста

Это важная составляющая создания обработки русской народной песни для академического хора. Процитируем текст русской народной песни «Как за Доном», на материале которой попытаемся сделать анализ поэтического текста. Сразу оговоримся, что песня взята из сборника песен, предназначенных для русского народного хора. Об этом свидетельствуют диапазоны хоровых партий, тесное расположение аккордики, фактура. Это изложение песни может быть наглядным примером формирования хоровой партитуры в казачьих песенных традициях, где главная роль в песне отдается мужским голосам - и в запеве, и в хоровом подхвате. Женские голоса, поющие в низкой тесситуре, участвуют в гармоническом наполнении и в создании подголосков.

Как за Доном

J = 102

Русская народная песня

. Под зе-ле-ным ду - бом. Рас-ста-ва - ла -

Q I, _______________________p-—I, . ? I | _ _

1.Как за До-ном, за ре-ко-ю. Под зе-ле- ным ду - бом. Рас-ста-ва - ла-

Г |ГГГ

/2

ай да. Эх! Рас-ста-ва - ла ся ка-зач-ка схлоп-цем чер-но - чу - бым

1. Как за Доном, за рекою Под зеленым дубом Расставалася казачка

С хлопцем черночубым. Ай да, да ай да, Ай да, да ай да. Эх! Расставалася казачка С хлопцем черночубым.

2. Расставалась при дороге В поле у Ростова. Обнимала на ветру Конника лихого.

Ай да, да ай да, Ай да, да ай да. Эх! Обнимала на ветру Конника лихого.

3. Утешал казак казачку,

На коня взлетая:

«Ты не плачь, не плачь по мне, Не плачь, дорогая»

Ай да, да ай да,

Ай да, да ай да. Эх!

«Ты не плачь, не плачь по мне, Не плачь, дорогая»

4. Не царю служить нагайкой, Не опричне царской, Еду в армию служить Власти пролетарской».

Ай да, да ай да, Ай да, да ай да. Эх! «Еду в армию служить Власти пролетарской».

5. Он сказал и полетел

По степной дороге.

«До свиданья, милый Дон,

Синий Дон широкий».

Ай да, да ай да,

Ай да, да ай да. Эх!

«До свиданья, милый Дон, Синий Дон широкий».

Приступая к анализу текста, нужно отметить, что литературоведческая наука выработала приемы анализа поэтического текста. Впервые трехуровневая система анализа поэтического текста была предложена московским формалистом-исследователем Б.И. Ярхо. В нашей работе трехуровневая система анализа поэтического текста будет дана в пересказе М.Л. Гаспарова (статья «Методика анализа»)[1]. Суть этой системы состоит в том, что в строении всякого текста можно выделить три уровня, которые определяют все особенности его содержания и формы.

Первый уровень - идейно-образный. Он включает в себя два подуровня. Первый подуровень - идеи и эмоции. Идею данной песни можно выразить как вынужденное, горестное расставание девушки с любимым, а вторая идея может быть сформулирована как служение родине, своему народу, священное для каждого человека. Объединяет две эти идеи глобальная: общественное выше личного. Эмоциональный фон текста также неоднозначен: утешение и нежность главного героя сочетается с уверенностью и надеждой.

Второй подуровень - образы и мотивы. Центральные образы - казачка, казак, который обрисован более развернуто: хлопец чер-ночубый, лихой конник. Имеются и образы природы: река Дон, зеленый дуб, дорога, поле, ветер. Характеристика реки Дона также более развернутая: милый, синий, широкий. Образ коня, второстепенный, носит характер атрибута. Помимо этого, присутствуют незримые отдаленные образы, хранящиеся в исторической памяти народа: царь, опричнина, в тексте фигурирующая как «опрична», нагайка, армия, пролетарская власть.

Центральные мотивы - расставание, объятие, слезы, служба. Повторяющийся мотив - «не плачь» (три раза) - усиливает основную идею горестного расставания. Прием повтора - «Ты не плачь,

не плачь по мне, не плачь, дорогая» - «градации», что усиливает эмоциональную сторону обращения, характерен для русской народной песни.

Второй уровень - стилистический. Подуровни — лексика и синтаксис. Лексический состав поэтического текста, в основном, в большей его части, ясен и понятен, не выходит за рамки бытовой речи. Из общего контекста выбивается четвертый куплет, где характеризуются исторические и социальные явления времен царской власти, с одной стороны, и становление новых общественных отношений, основным лозунгом которых был «Вся власть народу», -с другой. Насколько мудры были создатели песни, сумевшие в одном куплете обрисовать очень многое: в частности, исторический факт участия казачьих формирований в усмирении и разгонах (с нагайками) политических демонстраций и стихийных выступлений народных масс против царской власти (начало XX в.). Эти акции, в которых участвовали казаки, - часть исторической памяти казачьего сословия. Сравнение казачьих формирований царского времени с «опричной» - нарицательным обозначением зверства, жестокости и насилия, - говорит об отношении героя к прошлым общественным устоям, деяниям казачьих войск. Сравнение двух социальных структур обрисовывает убежденное принятие нового строя. Не будь в песне этого куплета, она вошла бы в разряд обычных бытовых, не отличаясь от массы подобных житейских, любовно-бытовых повествований. Исходя из вышесказанного, время создания песни, видимо, следует отнести к 3(М10 гг. XX в., когда «армия», то есть вооруженные силы молодого Российского государства сформировались, определились цели и задачи, уставы для военнослужащих, сформировалась «новая мораль» защитника рабоче-крестьянского государства.

Синтаксис предполагает анализ сочетаний и расположения слов. В этом отношении интерес представляет тот же четвертый куплет. Он привлекает наше внимание потому, что необычен, отличается от нейтрального фона обыденной повседневной речи. Важным моментом является наличие припева, обновляющегося в каждом новом построении. Введение в поэтический текст припева, сочетания междометий - «Ай да, да ай да» - придает песне походный характер, служит определенным организующим началом.

Третий уровень - фонический, звуковой. 1. Явление стиха -метрика, ритмика, рифма, строфика. 2. Явление собственно фоники, звукописи - аллитерации, ассонансы.

На протяжении всей песни сохраняется двухстопная метрика (хорей) без особых отклонений, хотя эпизодически встречается пиррихий (двухсложная стопа из двух безударных слогов). В песне используется женская рифма. Исследователи придерживаются мнения, что для русской силлабической поэзии характерна исключительно женская рифма. Мы анализируем песенный текст и при анализе устанавливаем, что истинной равносложное™, присущей силлабической системе, здесь не наблюдается. Есть куплет-четырнадцатисложник (первый), во втором куплете разное количество слогов - 14 и 13. В последнем куплете количество слогов 13 и 13. Это обстоятельство подсказывает, что текст песни присочинялся уже к готовой мелодии, и для укладывания текста в мелодию приходилось распевать некоторые слоги. Каждый куплет представляет собой строфу, состоящую из двух стихов (строк), рифмуются концы строк. В.В. Маяковский писал о рифме: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе»[2].

Второй подуровень, собственно звуковой, где используются аллитерации, ассонансы. Особенно примечательна аллитерация в четвертом куплете - употребление слов, содержащих звук «р»: «Не царю служить нагайкой, не опричне царской. Еду в армию служить власти пролетарской». В первом стихе «р» усиливает неприятие прошлого, а во втором - уверенность героя в правильности своего выбора - служения Родине.

Анализ поэтического текста - дело довольно сложное, он начинается уже при первом прочтении, не пропевании, а именно прочтении. Мы знакомимся с текстом, определяем, о чем он, что в нем нового для нашего восприятия, замечаем некоторые особенности, но не вникаем в детали. При повторном медленном прочтении текста мы пытаемся осознать художественный мир произведения, его идеи, эмоции, образы, мотивы, то есть пытаемся осмыслить поэтический строй произведения, или то, что мы обычно называем содержанием. Медленное прочтение с остановками после каждой строки (стиха) или строфы необходимо для обдумывания, что ново-

го несет в себе прочитанное для понимания всего текста, как изменилось наше понимание после прочтения данного фрагмента. Вот несколько важных моментов при работе с текстом.

Поэтический текст можно мысленно разделить на составляющие. Нужно четко представлять, что такое «образ». В словаре русского языка С.И. Ожегова термин «образ» в его отношении к литературе и искусству трактуется как «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления»1. Образ представляется как чувственновообразимый предмет или лицо, потенциально роли образа может иметь любое существительное. Важно понять, как характеризуется образ, какими средствами. Важно помнить, что человек - существо с философской точки зрения диалектическое, ему присущи внутренние противоречия, борьба которых приводит к работе сознания, к тем или иным действиям.

В анализе поэтического текста важную роль играет категория «мотива», имеющая двойственное значение: 1) побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; 2) простейшая составная часть сюжета. Поэтому часто говорят, что сюжет - это последовательность обусловленных, взаимосвязанных мотивов. Разбор мотивированных действий в их последовательности и взаимосвязи поможет глубже вникнуть в суть произошедшего действа и понять всю глубину художественного произведения в деталях и в целом.

Существует еще один способ анализа словесного текста - выписать отдельно все существительные (группируя их тематически), потом все прилагательные, потом все глаголы. «И из этих слов перед нами складывается художественный мир произведения: из существительных его предметный (и понятийный) состав; из прилагательных - его чувственная (и эмоциональная) окраска; из глаголов - 2

- действия и состояния, в нем происходящие» .

Попробуем воспользоваться данными рекомендациями для анализа текста нашей песни.

Существительные: 1. Река Дон, дуб, дорога, поле, ветер, он, Дон, Ростов.

  • 2. Казачка, хлопец, казак, казачка, конник, дорогая.
  • 3. Царь, опричня, армия, власть. [3]

Группа существительных включает три подгруппы: 1) явления природы, 2) главные герои - казачка, казак, он же конник, хлопец, 3) внешние атрибуты: царь, опричня, армия, власть. В количественном отношении главными являются образы природы, а затем - наши герои: казачка и казак. Внешние атрибуты появляются разово, эпизодически - как напоминание, отклонение от основной сюжетной линии.

Прилагательные: зеленый (дуб), черночубый (хлопец), лихой (конник), царская (опричня), (власть) пролетарская, степная (дорога), синий, широкий (Дон). Прилагательные четко прикреплены к образам природы и к главным героям, и эти обрисовки не несут никакого конфликта. Внешние атрибуты тоже не входят в конфликт, потому что это не конкретные действующие единицы, а воображаемые, существовавшие.

Глаголы состояния - не плачь, не плачь, не плачь по мне.

Глаголы действия - расставалася, расставалась, обнимала, утешал, служить, сказал, полетел. Мы видим, что глаголов состояния мало, что чувственная сторона содержания песни не развивается, есть только обращение казака к своей подруге, но этот призыв -«Ты не плачь, не плачь по мне, не плачь дорогая» - не находит дальнейшего развития. Никаких других увещеваний или обещаний в песне нет. Гораздо более развита действенная сторона происходящего. Глаголы, характерные для женской стороны, - расставалась, обнимала — создают образ героини как нежной, любящей, страдающей. Но ответных чувств мы не находим в глаголах, характерных для мужской стороны, - все они отражают некоторую нетерпимость, стремление действовать - утешал, сказал, полетел, служить. В песне присутствует ощущение времени процесса расставания. Оно начиналось «за Доном, за рекою, под зеленым дубом». Заканчивалось - «при дороге, в поле у Ростова». Таков художественный мир нашей песни «Как за Доном».

Ниже мы приводим пример переработки хоровой партитуры, написанной для народного хора, на академический состав.

Как за Доном

17

21

119

A.

I.

Bar.

121

Помимо рассмотренных выше способов анализа поэтического текста, можно использовать и другой. Используя системный подход, который направлен на целостное изучение предмета (в нашем случае это будет поэтический текст народной песни), на изучение его отдельных сторон, их многообразных связей и зависимостях, образующих целостное представление о предмете, можно многое понять и открыть для себя в тексте песни. Прежде всего необходимо осмыслить содержание песни. Осознав и проанализировав содержание поэтического текста, мы можем представить те обстоятельства, в которых раскрывается сюжет песни, события, характеры действующих лиц, через обрисовку и оценку их поступков проследить, как развивается основной конфликт.

Не случайно сюжет называют движущимся конфликтом, который продвигается к развязке, разрешению противоречий. Изучение и анализ поэтического текста даст возможность определить примерное историческое время его возникновения, а это значит зафиксировать социально-бытовые коллизии, которые отразились в фабулу песни.

Работая с поэтическим текстом, обработчику необходимо определить кульминацию развития действия, так как она должна быть подкреплена наиболее выразительными музыкальными средствами. Кульминация обрабатываемого материала может быть выражена самыми разными средствами или их совокупным использованием. Это могут быть такие средства художественной выразительности, как динамика, тесситура звучания, фактура, акценты, расширения, фермата, гармоническая насыщенность, уплотнение гармонии за счет введения неаккордовых диссонирующих звуков и многое другое. Подготовка и проведение яркой кульминации является одним из наиболее важных этаров обработки. Напомним, что кульминация - самый напряженный момент в развитии действия, предрешающий развязку, завершение действия, разрешение конфликта художественного произведения.

В процессе обработки автор должен для себя решить, какое количество куплетов песни будет использоваться им в данной обработке. Известно, что некоторые записи народных песен содержат большое количество куплетов. Иногда народная песня существует в двух-трех вариантах, которые отличаются друг от друга разным количеством куплетов. В этом случае автор обработки может использовать один из вариантов или скомпоновать куплеты по своему усмотрению. Главным критерием в такой работе является целостность содержания песни, непрерывное развитие конфликта, сохранение причинно-следственных связей в развитии действия. Такую работу следует делать очень внимательно, неоднократно вдумчиво перечитывая подготовленный текст. Важно не пропустить в результате многочисленных перестановок куплетов кульминационный эпизод песни и развязку. В то же время необходимо предостеречь автора от изменений широко известных поэтических текстов песен, так как это будет грубейшее нарушение устоявшихся традиций. В случае, если такое все же случится, автор должен быть готов логически доказать возможность таких изменений.

После тщательного анализа поэтического текста следует вернуться к мелодии обрабатываемой песни. Необходимо продумать план обработки. Создавая его, следует помнить о поступательном развитии (чаще - усложнении) музыкального материала, при этом регулирование изменений и развития должно быть тесно связано с изменениями в содержании поэтического текста. Единство «поэзия и музыка» должно быть неразрывным, то есть содержание текста должно определять степень и характер изменений музыкальных средств выразительности. Развитие может быть поступательным (плавное усложнение музыкальных компонентов) или скачкообразным (неожиданное использование «крайних», «сильных» выразительных средств), если это соответствует логике развития сюжета, способствует созданию наиболее выразительной обработки. Но все должно быть причинно обусловлено, и определяющим фактором является поэтический текст, только он регулирует адекватность использования тех или иных музыкальных средств выразительности.

  • [1] Гаспаров М.Л. О стихах // Гаспаров М.Л. Избранные труды. М., 1997. Т. II. С. 9-20.
  • [2] Маяковский В. Как делать стихи.// Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/msc/msc-081-.htm (дата обращения 03.07.2015).
  • [3] Там же. 2 Гаспаров М.Л. О стихах // Гаспаров М.Л. Избранные труды. М., 1997. Т. II. С. 14.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >