Определение стиля будущей обработки

Важную сторону самой обработки как результата художественного творчества составляет ее стиль. Прежде чем приступить к работе, аранжировщик должен дать себе отчет, в каком стиле будет выполняться обработка. Понятие «музыкальный стиль» характеризуется как система средств выразительности, «которая служит воплощению того или иного образного содержания. При безусловной зависимости от содержания, оно все же относится к области формы, под которой понимается вся совокупность музыкально-выразительных средств, включающая элементы музыкального языка, принципы формообразования, композиционные приемы»[1]. Из всего многообразия музыкально-выразительных средств для будущей обработки необходимо отобрать и использовать только те, что соответствуют избранному стилю и способствуют воплощению образного содержания. Но это должен быть не механический набор отличительных признаков, а подвижная система выразительных средств для результативной работы.

Музыкальное искусство, поступательно развиваясь от направления к направлению, от стиля к стилю, совершенствуя средства музыкальной выразительности и изобретая новые, сохраняло основные черты и достижения. Современная наука выделяет три больших категории стилей: исторические, национальные, индивидуальные. Уделим некоторое внимание индивидуальному стилю, поскольку работа над стилем - одна из важных составляющих процесса обработки народной песни для академического хора. В индивидуальном стиле преломляются не только общие закономерности развития мира, но и в значительной степени индивидуальное видение мира художником, его взгляды на исторические и социальные явления, которые способствуют наработке индивидуальных творческих методов.

Думается, что каждый музыкант, занимающийся обработками народных песен, со временем, в процессе накопления знаний, навыков и умений в этой области музыкального творчества, с приобретением определенного опыта, вырабатывает свой, индивидуальный стиль. Он определяется многими параметрами. Важными составляющими являются наличие композиторского дарования, способности автора по-новому услышать звучание будущей обработки, а также влияние уже наработанного другими аранжировщиками материала либо сознательное противопоставление, отход от существующих традиций. Особенно наглядно это проявляется при обработке популярных народных песен с устоявшимся, традиционным, «классическим» обликом. Индивидуальный стиль во многом зависит от личных качеств человека, его характера, темперамента, психики, душевного состояния, общей культуры и многого другого. Борцовский, бунтарский характер автора, несомненно, скажется и на выборе обрабатываемого материала, и на способах и методах его обработки. И наоборот, уравновешенный, мягкий, неконфликтный человек будет стремиться к выбору музыкального материала лирического, созерцательного характера. Его песенная обработка скорее всего будет выполнена в «классическом» стиле, но возможно будут введены красочные гармонии. Таким образом, в музыкальной ткани обработки проявляются наиболее специфические особенности характера и темперамента автора.

В справочниках и словарях встречается разная классификация стилей. Есть и такая градация стилей: классический, романтический и импрессионистский и т. д. Мы не углубляемся в описание различных стилей, однако заметим, что сам индивидуальный стиль не может характеризоваться однозначно. Как правило, стиль любого музыкального сочинения, в том числе и свободной обработки, может характеризоваться как классический, романтический, импрессионистский и др.

Классический стиль может определяться как уравновешенный, согласованный с существующей традицией, строгий, сдержанный, без излишних обострений в сюжетной линии развития музыкального материала. Это не означает отсутствие драматических коллизий, они возможны, но во всем есть мера.

Романтический стиль характеризуется борьбой, резкими противопоставлениями, обострениями в развитии сюжета, нередко приводящими к трагедийному исходу. Характерны сильные эмоции, одухотворенность, творческая фантазия, свобода самовыражения, искренность, раскованность. Главный герой романтического искусства - человек, его внутренний мир. «Главным принципом романтизма является противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника».

Импрессионистскому стилю присущи такие черты, как утонченность, красочность, ясность выразительных средств, эмоциональная сдержанность, бесконфликтность. Импрессионистская гармония характеризуется колористичностью, использованием натуральных и искусственных ладов, движением параллельных аккордов, применением элементов модальной гармонии. В инструментовках - прозрачность звучания, тембровые контрасты, активное использование чистых тембров инструментов, детальная проработка фактуры.

Если проанализировать существующие обработки, то можно заметить, что степень гармонической насыщенности большинства хоровых партитур определяется набором, комплексом наиболее используемых гармонических созвучий, метро-ритмической предпочтительности, фактурных и других особенностей музыкального письма, характерных для определенного времени. То есть здесь проявляется влияние «стиля эпохи», уровень развития музыкальных средств выразительности. Индивидуальность стиля во многом зависит от степени профессиональной подготовленности, накопленного опыта в этом роде деятельности и много другого.

Прежде чем приступить к обработке, автору необходимо очень хорошо познать основную мелодию песни, вжиться в ее интонационные обороты, определить наиболее значимые черты, характерные только для данной мелодии. Важно прочувствовать ладовую основу мелодики, определить изменения ладовых наклонений на протяжении всей мелодии, наиболее характерные ритмические обороты, их соотношение с метрикой. Нужно «заболеть» той песней, которую автор будет обрабатывать, она должна всегда присутствовать в сознании, проникнуть в подсознание, которое способно «неожиданно» выдавать те или иные решения задач, возникающих в ходе обработки.

  • [1] Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. - М., 1909, вып. 2. С. 7.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >