Практические рекомендации

В предыдущем материале бала сделана попытка некоторого освещения возникновения и развития специфической музыкальной деятельности по обработке народного музыкального творчества. Рассмотрены вопросы, связанные с анализом поэтической составляющей музыкального фольклора, с важностью представления о воплощаемой в песне исторической эпохе, заострено внимание на явлениях, влияющих на тематику и содержание фольклора, рассмотрена техника построения обработок народных песен, способы и приемы вариационного развития.

Приступая к практической работе по обработке народной (авторской) песни для академического хора, автор должен прежде всего иметь перед своими глазами четко написанную или набранную на компьютере мелодию обрабатываемой песни - материал, где он бы мог делать определенные пометки в ходе анализа и последующей гармонизации песни. Это будет определенная «черновая рабочая область», где будут накапливаться задумки, заметки, варианты гармонизации, вкрапления полифонического материала, здесь будет выстраиваться рабочий план обработки. Все идеи, даже самые невероятные, возникающие у автора обработки, необходимо фиксировать, чтобы иметь возможность вернуться и обдумать их на предмет возможности практического воплощения.

Для более успешного творчества автор должен очень хорошо знать обрабатываемую песню. Прежде всего необходимо определить ее жанровую принадлежность. Это можно сделать по разным признакам: по способу исполнения (сольная, хоровая); по ее назначению в повседневной жизни (прикладные жанры - марш, танец, хороводная песня, колыбельная и другие); по содержанию (лирические, эпические, драматические). В русском фольклоре существует огромное количество песен бытовой принадлежности. Один только свадебный обряд включает в себя массу песен самой разной направленности: торжественные, величальные, шуточные, комические, гостевые, застольные, веселые плясовые, хороводные и даже плачи-причитания. Многообразие фольклора ставит перед автором обработки задачи и по правильному определению жанровой принадлежности песни и по ее воплощению в хоровую партитуру, музыка которой могла бы стать достойной первоисточника.

Правильное определение жанра песни очень важно для дальнейшей работы с исходным материалом. Зная жанровую принадлежность песни, ее назначение, форму ее бытования и применения, возможно более точно представить будущую обработку, ее образную, смысловую и духовную составляющие. Кроме того, знание жанра песни поможет найти необходимую меру в использовании музыкальных средств выразительности, определить степень преобразования исходного материала, разумные пределы отдаленности заключительного звучания от первичного, величину возможного смещения акцентов во взаимодействии художественных образов, представленных в этой песне. В художественной практике с развитием гармонических представлений, с созданием и накоплением новых творческих приемов обработки можно наблюдать довольно далекие отходы от первоначального изложения исходного материала. Насколько оправданными будут такие эксперименты с фольклорным материалом, видимо, определит дальнейшая исполнительская практика.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >