Приемы развития свободных обработок

Мы коротко осветим эту тему, чтобы иметь представление (в самом общем плане) о написании инструментальных свободных обработок.

В свободных обработках при разработке музыкального материала могут применяться самые разные способы и приемы развития. Вот некоторые из них:

  • - структурные приемы (дробление темы на фразы, мотивы);
  • - звуковысотные приемы - интервальное расширение, сжатие мотивов, обращение. Обращение - это преобразование мелодической линии, где интервалы меняют первичное направление на противоположное, а ритмическая сторона остается прежней;
  • - гармоническое и тональное обновление, секвенционное развитие;
  • - фактурные и тембровые перемены;
  • - уменьшение как способ варьирования темы - это прием образно-тематической трансформации темы (полуторное, двукратное, трехкратное и более);
  • - увеличение как способ варьирования темы (полуторное, двукратное, трехкратное и более);
  • - полифонические приемы (имитации, канонические секвенции, фугато);
  • - подголосочная полифония.

Удержание функционального напряжения

Большую роль в разработке играют способы удержания функционального напряжения, отдаления разрешений диссонансов в консонансы. Спад напряжения характеризует собой разрешение конфликта. Тогда как «удержание напряжения» - это продолжение развития конфликта, развития сюжета, раскручивания действия. Со становлением классической гармонии откристаллизовалась двух-ступенная система разрешений неустоя в устои, диссонансов в консонансы, D в Т, S в Т. В XX в. выработался новый принцип удержания напряженности, диссонантности, а значит удержания «конфликта». Это когда «помимо «скачкообразного» разрешения используется и «линейное», - постепенный спад напряжения, образующий линию его уменьшения»[1].

Реприза

Это повторение музыкального материала, способствующее цельности и завершенности музыкальной формы. Реприза бывает точная (с буквальным повтором материала экспозиции) и измененная, где происходит преобразование музыкального материала (тонально-гармоническое, фактурное, тембровое, тематическое и др.). Продолжая развитие предыдущего материала (разработки), реприза может быть более динамизирована (чем экспозиция), такая реприза называется динамической. Воспроизведение начального (экспозиционного) материала в другой тональности носит название ложной репризы; оно, как правило, предшествует проведению подлинной тональной репризы. Следует отметить, что вариационные способы развития не предусматривают обязательного введения репризы. Изложение материала может завершиться самым экспрессивным его проведением. Окончание изложения целиком и полностью определяется содержанием поэтического текста и авторским решением.

  • [1] Музыкальный энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия», 1990. С.450.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >