Тональные и другие модификации

Классическая мажоро-минорная тональная система - выдающееся достижение музыкального мышления. Она характеризуется внутренней активностью и динамизмом, напряженностью целеустремленного движения, центростремительным тональным тяготением к тонике. Тональные модификации применяются в основном в свободных вариациях. Каждое тональное обновление несет в себе мощнейший импульс для создания эмоционально ярких, впечатляющих образов музыкального произведения. С переменой тональности обновляются звуковые характеристики каждого гармонического созвучия; это обстоятельство непременно сказывается на более живой заинтересованности слушателей, обработка становится более колоритной и насыщенной. Но следует предостеречь аранжировщика не увлекаться частой сменой тональности, ибо основная тональность ассоциируется с изначальными художественными образами; кроме того, модуляция должна быть логически обоснована прежде всего содержанием поэтического текста, предшествующим музыкальным развитием, должна быть отражением движущегося, развивающегося конфликта.

В свободных вариациях могут применяться и другие модификации: лада, формы, склада письма, фактуры. Так, ладовая переменность диатоники всегда несет в себе черты стилизации музыкальной ткани. Чаще всего используется параллельно-переменный лад, характерный для русской музыки. При определенных метроритмических условиях любой звук диатонического звукоряда может стать временной тоникой. По И.В. Способину, «переменный лад - лад в котором функцию устоя (тоники) поочередно выполняют различные тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд которого изменяется при одной и той же тонике (устое)»[1].

Использование переменности лада при варьировании, секвен-цировании, имитировании может привнести в партитуру интереснейшие мелодические находки и гармонические сочетания. В музыкальной практике широко используется переменность одноименных ладов. Такой лад называют мажоро-минором, однако в нем наклонения неравноправны: одно всегда преобладает, а второе носит соподчиненный характер. Песня начинается и заканчивается в одном, как бы главном наклонении, другое используется эпизодически в середине построения. Иногда встречается другое сочетание ладов: при одноименной тонике эпизодически вносятся признаки другого лада (натуральный минор - одноименный фригийский лад, натуральный мажор - одноименный лидийский лад). Еще одно отличительное свойство переменности лада в русской народной песне состоит в том, что она может начинаться с определенной тоники, а заканчиваться на любой ступени диатонического лада. Здесь наблюдается переменность устоев - признак модальности.

Наряду с жанровыми преобразованиями, укажем на возможность введения в хоровую партитуру имитаций звучания народных инструментов. Введение имитаций балалайки (примы, альтовой балалайки, свирели, рожка) несомненно, украшает хоровую партитуру, придает ей русский национальный колорит. Такие введения будут хороши в обработках песен танцевального, хороводного планов, в песнях лирического настроя.

В музыке XX в. все типы варьирования используются в различных сочетаниях. Появляются новые типы варьирования, где вместо мелодической темы может выступать аккорд, интервал, звук.

  • [1] Музыкальная энциклопедия. Переменный лад. М. «Советская энциклопедия», 1990.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >