Жанровые трансформации

Значительные образные изменения могут привнести жанровые трансформации в музыкальную ткань. Использование характерных особенностей первичных жанров (сформировавшихся на основе прикладной музыки, зависящей от выполняемых ею функций бытовых, трудовых, обрядовых) значительно изменяют музыкальную ткань. Песенная и танцевальная музыка существует многие тысячелетия. Они откристаллизовались из синкретического искусства - об этом свидетельствуют мифология, скульптурные и графические памятники, наскальные рисунки и немногочисленные письменные свидетельства. Песенное искусство развивалось в направлении усложнения мелодического материала, ладов, расширения певческого звукоряда. А танцевальная музыка способствовала становлению и изобретению новых метроритмических формул, хотя сама она возникла из вокальной музыки.

Жанровая классификация песни может осуществляться по разным признакам. Исходя из словесного и музыкального материала различают песни лирические, патриотические, сатирические, маршевые, танцевальные и др. Отталкиваясь от социальной направленности, можно различать крестьянские и городские, бытовые, военно-строевые и др. Наиболее распространенной музыкальной формой песни является куплетная форма; в ней при неизменной мелодии текст меняется. Мелодия песни носит обобщающий характер. Жанровая принадлежность песни почти всегда бывает ярко выраженной, это качество используется композиторами для привнесения определенных образных характеристик: протяжности, лиричности, танцевальности, хороводности и др.

Наиболее интенсивное развитие танцевальной музыки приходится на XVI-XVII вв. В это время возникают популярные танцы: в

XVI в. - пассакалья, чакона, аллеманда, куранта, жига. Позднее, в

XVII в., - ригодон, менуэт, гавот, экосез, сарабанда. В XVIII в. -кадриль, мазурка, полонез, котильон. В XIX в. сформировались и ныне живущие танцевальные жанры: канкан, галоп, вальс, полька, краковяк. В XX в. появились такие популярные танцы, как регтайм, танго, бостон, блюз, чарльстон, фокстрот. После 1945 г. - ча-ча-ча, твист, рок-н-ролл, шейк и др. Эмоциональная выразительность танцевальных ритмов сказывалась и в вокальной, и в инструментальной музыке. Происходило своеобразное обогащение музыкальной ткани за счет привнесения танцевальных ритмов в любительскую и профессиональную музыку.

Танцевальная музыка, ее ритмы и напевы всегда привлекали внимание композиторов, были той основой, на которой возникали колоритные и яркие художественные образы, жанровые трансформации значительно обогащают партитуру хоровой обработки. Свободные жанрово-характерные вариации, используемые в песнях, связанных с движением, танцем, хороводом, всегда благодарно воспринимаются слушателями и становятся теми светлыми моментами музыкального исполнения, которые надолго запоминаются.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >