Мотивное развитие

Наименьшим элементом музыкальной структуры является мотив. В теоретической литературе определение этого понятия неодинаково. Наиболее детальное освещение синтаксических единиц музыкальной формы представлено в учебниках по анализу музыкальных форм. Мы же ограничимся по этому вопросу данными энциклопедий.

Мотив (от итал. motive — повод, побуждение) - простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединенной одним акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. Или другое определение: «Мельчайшая часть мелодии, гармонического последования, которая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогичных построений. Мотив представляет и определенную конструктивную единицу. Как правило, мотив заключает в себе одну сильную долю и поэтому часто равен одному такту»1. В зависимости от темпа, размера музыкального произведения мотив может быть и двухтактовым. В музыкознании различают три разновидности мотива. Мелодический мотив - мелодическая формула, не зависимая от интервалов. Гармонический мотив — серия конкретных абстрактных аккордов, не связанная с мелодией и ритмом. Ритмический мотив - характерная ритмическая формула мелодии.

Мотивное развитие может быть мелодическим и ритмическим. При мелодическом развитии мелодия варьируется (изменяется интервалика), ритмические же параметры не изменяются. Ритмическое развитие мотива подразумевает ритмическое варьирование, введение новых ритмических рисунков при сохранении интервальных опорных тонов мелодии. Однако в работе с музыкальным материалом применяются и мелодические, и ритмические способы развития - как по отдельности, так и вместе. Мелодическое варьирование в большей степени применимо для оживления движения в мелодиях напевных, записанных достаточно крупными длительностями. Наиболее древним видом мелодического варьирования была мелодическая орнаментация. Она широко применялась на Востоке, была известна в Европе в Средние века. К XVI в. широкое распространение получила техника диминуирования, или колорирования.

Диминуирование - это дробление нот долгой длительности на ряд мелких (но в том же временном отрезке) при сохранении интервалики соотношения опорных звуков мелодии. В процессе развития вырабатывались определенные правила, способы применения колорирования. Колорированию могли подвергаться все голоса, но не одновременно и не беспрерывно, а в последовательности, в определенных местах. Орнаментика служила средством повышения выразительности, привнесения большей эмоциональной напряженности. Музыкальная практика того времени выработала ряд определенных приемов для «обыгрывания» основных нот мелодии (Groppo, Tirata, Passagio, Walse и др.).

Приемы вариационного развития широко применяются как в инструментальной, так и в вокальной музыке. Мелодическое варьирование применяется для придания мелодии большей подвижности, желания расцветить мелодическое движение. Перечислим наиболее применяемые приемы.

Музыкальная энциклопедия. Мотив.// Режим доступа: http: //slovare.coolreferat.com. (дата обращения 03.06.2015)

Использование вспомогательных нот. Вспомогательные ноты (на ступень ниже или выше от исходной ноты) используются между повторяющимися звуками мелодии. Кроме того, можно дробить ноты крупной длительности на более мелкие, представляя их себе как повторения более мелких нот в пределах длительности крупной ноты. При общем восходящем движении мелодии чаще употребляются нижние вспомогательные ноты, а при общем нисходящем -верхние. При большой длительности отправной ноты для «опева-ния» могут использоваться и верхние, и нижние вспомогательные ноты. Вспомогательные ноты могут вводиться как между исходными нотами, так и на месте исходной ноты - в этом случае исходная нота укорачивается, деля свою длительность с вспомогательной. Вспомогательные ноты могут быть и альтерированными.

Использование проходящих нот. Интервал между двумя звуками мелодии заполняется поступенным движением проходящих нот. Направление движения мелодической линии может быть прямое (соответствовать направлению мелодического интервала), ломаное, противоположное направлению мелодического интервала. Возможно движение по ступеням как диатоники, так и хроматики.

Скачковые вспомогательные. Обычно вспомогательный звук появляется скачком в направлении, противоположном его разрешению в последующую ноту мелодии. Однако скачок вспомогательной ноты с разрешением возможен и в одном направлении. В музыкальной практике при использовании мелодического варьирования эти приемы часто используются в одновременности.

Мы рассмотрели только некоторые аспекты варьирования; творческая фантазия музыкантов постоянно совершенствует технику, используя устоявшиеся приемы и способы развития и создавая новые. Под понятием «жанровые фигурации» подразумевается новый жанр для каждой вариации. Наиболее часто встречающиеся жанры - марш, скерцо, ноктюрн, мазурка, вальс и др. Значительно реже в хоровой музыке используются фигурационные (гармонические, мелодические, ритмические) вариации.

Одним из способов разработки при варьировании является технология секвенцирования. Секвенция (лат. Sequentia - иду вслед, следую) - это повторение мотива или гармонического оборота на другой высоте. Различают секвенции диатонические и хроматические, а также мелодические и аккордовые, точные и варьированные. Диатонические секвенции означают перемещение секвенционного звена по ступеням тональности. Хроматическая секвенция - перемещение по ступеням хроматической гаммы или по квинтовому кругу (в этом случае происходят отклонения в другие тональности). Секвенцироваться могут как мелодические звенья, так и небольшие аккордовые последовательности. Повторы секвенционных звеньев могут варьироваться, степень изменений зависит от художественной целесообразности. Структура материала повторов может усложняться или упрощаться. В разработке секвенционное развитие может служить мощным средством для создания драматургического нарастания (особенно восходящая секвенция), а также мягкого спада напряжения (нисходящая секвенция).

Мелодическое развитие, то есть создание новых вариаций, может основываться на двух принципах: парафразного варьирования и линеарного. Парафразное варьирование основано на применении орнаментики. «Орнаментика (от лат. ornamentum - украшение) - мелодические обороты из звуков относительно мелкой длительности, применяемые для украшения мелодии, усиления ее экспрессии»[1]. Среди таких оборотов - мелизмы, пассажи, колоратуры и некоторые виды фигурации аккордов, а также ритмические изменения, обращенный пунктирный ритм. Орнаментальное варьирование часто является основой тематического варьирования. Линеарное варьирование основано на приоритете мелодических (линейных) связей звуков перед ладофункциональными связями гармонических созвучий.

Часто у начинающих авторов встречаются обработки, которые основаны на неизменной, стабильной гармонической сетке, где развитие обрабатываемого материала основано на фактурных, тембровых, динамических, агогических и других изменениях, не затрагивающих основного гармонического фундамента. Все эти трансформации при постоянном гармоническом материале не производят впечатляющего воздействия, так как не обновляется наиболее выразительная структура сочинения - гармоническая составляющая музыки, а вместе с ней и интонационная структура. Не случайно композиторская практика сосредоточена на изыскании, конструировании все новых и новых гармонических звучностей, что в равной степени относится к сочинениям отечественных и зарубежных композиторов. Поиски нового звучания музыкального материала подталкивают композиторов-современников к экспериментам в этой области. Это отно

сится и к созданию разнообразных ладов, придающих звучанию изысканность и свежесть, и к использованию самых неожиданных сочетаний инструментального сопровождения, к созданию новых интонационных оборотов, сонорных средств, разных видов композиторской техники (серийной, алеаторной).

  • [1] Музыкальный энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия», 1990. С.402.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >