Куплетная форма

Некоторым родством с вариационной формой обладают куплетно-вариационная и куплетно-вариантная форма. В куплетной

форме при неизменной музыкальной составляющей изменяется поэтический текст. Иногда в куплетной форме применяется варьирование сопровождения, тогда она называется куплетно-вариационной или куплетно-вариантной. Определение этих форм зависит от степени ухода от первичного изложения. Понятие строгости и свободы в таком типе вариаций меняется. Если мелодия остается на исходной высоте, а изменениям подвергается сопровождение и даже гармоническое наполнение, то вариации называются строгими. Если же изменениям, варьированию, развитию подвергается не только сопровождение, но и сама основная мелодическая линия, то такие вариации переходят в разряд свободных.

Развитие сюжета поэтического текста обуславливает взаимодействие музыки со словом. Чаще музыка стремится отобразить особенности поэтического текста, и здесь закономерности поэтической и музыкальной формы взаимодействуют. Изменение сопровождения в куплетно-вариационной форме обуславливается стремлением детализировать отдельные элементы поэтического образа фактурными, тонально-гармоническими средствами.

В куплетно-вариантной форме варьированию подвергаются не только сопровождающие голоса, но и сама вокальная мелодия. Мелодические изменения осуществляются интонационными и ритмическими средствами; развитие, преобразование мелодической линии идет линеарным способом, создается вариант первичной мелодии. Однако при таком виде разработки не приемлемы орнаментальные фигурации, мелодическая линия не подвергается дроблению. Линеарный способ развития является основным, здесь творится обновленная мелодия. В целом в партитуре допускаются структурные, масштабные изменения, но всегда сохраняется образное и жанровое единство. В куплетно-вариантном преобразовании существуют большие возможности скрупулезного прописывания художественных образов в целом и в деталях. Здесь существуют два подхода к преобразованию. В первом типе развития вариант сходен с основной темой на протяжении всего проведения. Второй тип развития, названный В. Цуккерманом «прорастание», предполагает сохранение в каждом куплете начального интонационнотематического зерна. Степень отхода от темы может быть значительной.

Сквозное развитие в вокальной музыке - явление довольно редкое, гораздо чаще используются куплетная форма, куплетновариационная, куплетно-вариантная. Сквозная форма основана на непрерывном обновлении (развитии) музыкального материала в соответствии с развитием текста. Литературный текст, как правило, объемный, включает много разнохарактерных эпизодов, отражает частую смену умонастроений. Различают два вида сквозной формы: строфическую и нестрофическую. В строфической музыкальные разделы совпадают с делениями поэтического текста, здесь каждая строфа имеет индивидуализированное музыкальное воплощение. Музыка каждого раздела чаще носит обобщающий характер. В целом основой такой формы является контрастное сопоставление крупных эпизодов.

Нестрофическая сквозная форма предполагает течение кратких, разомкнутых построений. Такой тип структуры существует в двух разновидностях: контрастной и неконтрастной. В контрастной форме музыка в большей степени детально следует за текстом, она текуча и многоэлементна по тематизму. В неконтрастной форме музыка чаще характеризуется единством фактуры, слитностью мелодического развития, некоторой тематической однородностью.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >